Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Общая характеристика транспорта

 История развития транспорта

 

Т

ранспорт, как и земледелие, добывающая и обрабатывающая промышленности является сферой материального производства. В отличие от других отраслей народного хозяйства  транспорт  не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пассажиров и грузов.

В сущности, без перемещения орудий и предметов труда, самого человека невозможно ни добывание пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая-либо другая целесообразная деятельность.

Потребность в перемещении грузов возникла на самых первых  этапах человеческой культуры. Зарождение пешеходных троп  относится  к первобытно-общинному периоду существования человеческого  общества, когда появились постоянные  поселения,  зародилось  скотоводство  и земледелие. Направляясь на охоту или рыбную  ловлю,  люди  избирали пути, пролегающие по наиболее удобным для передвижения местам,  обходя препятствия. В результате многократных проходов возникали тропы, в первую  очередь у выходов из поселений, на подходах к бродам.

Следует отметить, что на этом этапе развития человечества потребности в транспорте были минимальными, так как ограничивались обслуживанием собственных нужд.

Первыми "техническими средствами" сухопутного  транспорта  были волокуши из жердей, простые короткие шесты,  которые  позднее,  видоизменяясь, получили название коромысел. Пара шестов  превратились  в известные носилки.

С   приручением   домашних  животных –  быков  и  ослов  (в Египте – в VI – V тысячелетиях до нашей эры, в Европе – в III тысячелетии до нашей эры)  возникли первые требования к выбору и подготовке пути, вначале в виде обламывания мешавших ветвей.

В этот же период зарождался водный транспорт. Вид  плывущих  по  реке деревьев наталкивал на мысль о постройке плотов, а вид дуплистого дерева – на устройство челнока путем выжигания  и  выдалбливания. В странах, где было развито скотоводство, зарождалась идея надутых мехов, как средства для переправ. На безлесном побережье  северных морей появились кожаные лодки и т. д.

Появление металлических орудий, развитие скотоводства и  земледелия привели к зарождению торговли, вначале как обмена  между  соседними поселениями, потом путем многократных  промежуточных  обменов с более отдаленными. Возникла торговля. Начались  захваты  имущества соседей, превращение пленных в рабов. Из разраставшихся племен возникли рабовладельческие государства.  Вооруженные  конфликты между соседями превратились в целенаправленные  войны  для  захвата территорий, обложения данью. Это создало потребность в системе  сухопутных и водных путей:

·  для торговли;

·  военных походов;

·  управления государством;

·  культовых шествий (городские улицы).

Старейшие из известных нам больших государств или цивилизаций возникли на Древнем Востоке в долинах рек Нила, Тигра  и  Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а также на побережье Средиземного  моря в Древней Греции и Древней Италии (Риме).  Своим  развитием  эти великие цивилизации обязаны не только плодородным землям  и  рыбным богатствам, но и мощному для своего времени транспорту, прежде всего водному.

Например, Египет, по свидетельству Геродота, за 5 тыс. лет до н. э. обладал многочисленным речным и морским флотом, на котором была занята огромная армия людей – 700 тысяч человек. По Нилу на плотах и судах в больших количествах перевозились продукты земледелия и животноводства, ремесленные изделия, лес, строительные материа­лы для крепостей, храмов, дворцов, жилищ и, в частности огромные каменные блоки весом до 3 т для постройки пирамид и статуй.

Мореплавание в Египте получило особенно большой прогресс в эпоху завоевания Египта греками-македонцами. Наиболее крупный порт в Александрии был оснащен уникальным маяком высотою 200 м (на о. Фарос). Ночью свет от костра отражался металлически­ми зеркалами. Недаром фаросский маяк считался одним из 7 чудес света.

Задолго до нашей эры в Египте строили огромные корабли. Один из них, например, имел длину 93 м, а в движение приводился с помощью  200 весел, за которыми сидели свыше 1500 гребцов. Его борта были защищены крепостной стеной с 24 башнями; на носу были укреплены 7 таранов; корма снабжена 4 рулевыми веслами по 15 м длиной; судно было снабжено 4 деревянными и 8 железными якорями. Корабль вмещал 3-тысячное войско.

О понимании египтянами важной роли транспорта говорит также факт первой попытки сооружения ими канала для связи Средиземно­го моря с Красным,  которая  относится  ко  времени  Рамзеса II Вели­кого (XVI в. до

н. э.). Главной побудительной причиной считают стремление Египта развить торговлю с Аравией, откуда Египет, в частности, получал медь.

Вторая попытка соорудить канал была предпринята около 610–595 гг. до н. э. фараоном Нехао, который, видимо, знал о возможно­сти выхода в Индийский океан. По Геродоту, Нехао нанял финикий­ских моряков для исследования Африки. Выйдя из Красного моря, они обогнули весь континент и через 2 года прибыли в Египет со стороны Гибралтара. Однако жрецы воспротивились этому, рабо­ты остались незавершенными, и только примерно через 100 лет при Дарий I Средиземное и Красное моря были соединены.

Значительную роль в развитии человеческого общества сыграл  сухопутный транспорт. Древнее латинское  изречение  гласит  "Via  est vita" (Дорога есть жизнь. Его можно перефразировать – "Транспорт есть жизнь"). Еще в древности наряду с тропинками, по которым груз перемещался носильщиками, на важнейших  связях  между  поселениями, городами, государствами стали возникать  караванные  пути.  Великий "шелковый путь" длиной 7000 км связывал Дальний Восток с Африкой и Европой.

Крупным шагом прогресса явилось изобретение колеса (примерно  в V– IV тысячелетиях до нашей эры). Конструкция колес претерпела  длительную эволюцию  от дисков из толстого бревна до колес со спицами. 

Идею колеса следует признать величайшим изобретением человеческого гения, во-первых, потому, что колесо не имеет аналога в природе, и, во-вторых, потому что колесный экипаж в принципе служит человечеству много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта.

Первые  повозки  на  колесах – колесницы  (рисунок 1.1),  появились  за 5 тысяч лет до нашей эры в Западной Азии в  степной  зоне,  где  рельеф местности не создавал препятствий для передвижения.

clip_image002[4] 

Колеса сначала представляли собой поперечные обрубки круглых бревен, потом сбитые деревянными планками ободья. В дальнейшем колеса стали делать со ступицей  и  спицами,  то есть такими,  как мы привыкли их видеть.

Рисунок 1.1 – Древнегреческая колесница

 

После изобретения колеса следующим шагом в развитии  сухопутного транспорта было создание искусственных наземных дорог. Опыт показал, что колесные   повозки   требуют   подготов ленной    поверхности   для    передвиже ния, при этом, чем ровнее и тверже поверхность, по которой катится колесо, тем менее усилий требуется для тяги повозки. Чрезмерная крутизна дороги и большие неровности на проезжей части резко затрудняют или полностью исключают применение колесных повозок.