Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Общая характеристика транспорта

Создание искусственных дорог

 

Создание искусственных дорог – выдающееся событие в истории человеческого общества. В отличие от речных и морских путей сообщения, расположение которых предопределено самой природой, искусственные дороги в принципе можно строить в любом направлении и в любую точку суши. Там, где строились сухопутные дороги, государства росли  территориально и укреплялись в хозяйственно-политическом отношении.  Великое Персидское царство, коренное население которого жило на Иранском нагорье, лишенном судоходных рек в VI  в.  до  нашей эры,  захватив Египет, Вавилон, Малую  Азию,  часть  Закавказья,  Средней  Азии  и Индии, удерживало в своих руках огромную территорию от реки Инд  на Востоке до Эгейского моря на Западе.

Управление таким огромным государством было бы  невозможно  без сети сухопутных дорог. Такая сеть была  создана.  Основой  ее  была "Царская дорога" длиной 2400 км от Эфеса на берегу  Эгейского  моря до города Сузы на берегу Персидского залива, где жил царь Дарий I (рисунок 1.2).

 

clip_image004[4] 

Геродот, проехавший по этой дороге, свидетельствует,  что  примерно через каждые 25 км на ней сооружены станции с различными службами и сооружениями.

Рисунок 1.2 – Дорога в Италии, построенная в 312 году до н. э. и сохранившаяся до наших дней

 

 Могущество Римской империи,  занимавшей  большие  территории на трех континентах, было обусловлено сооружением  сети   сухопутных  дорог

протяженностью около 75000 км.

Все дороги Рима начинались от пло-

щади Форума, где стоял  "золотой" столб (нулевая точка отсчета расстояний) и  расходились  на  5 главных направлений. Первое направление – на Азию с переправой через Адриатическое море к Балканскому полуострову и с дальнейшим разветвлением дороги на юг Греции и на северо-восток к Херсонесу и далее. Второе – на Византию и далее на Азию. Третье – на Германию и Британию. Четвертое – на Испанию и пятое – на Африку с переправой через Мессинский пролив в Сицилию и далее на Карфаген, откуда одна ветвь шла на запад по побережью Африки до Гибралтарского пролива, а другая – на восток до Александрии. При обратном движении все дороги вели в Рим, чем оправдывалось буквальное значение широко известной поговорки.

Римляне показали высочайший класс искусства в сооружении дорог, достойный удивления и восхищения современных специалистов. Царицей этой сети считалась "Аппиева дорога" – начальный участок магистрали Рим – Африка  (рисунок 1.3).  Чудом  дорожного искусства древних римлян считалась также "Троянова дорога", проложенная по берегу Дуная. В районе "Железных ворот", где Дунай течет в глубоком ущелье, она была вырублена частично в отвесных скалах, а частично висела на мощных деревянных брусьях, укрепленных концами в шурфах.

Рисунок 1.3 – Поперечный разрез

"Аппиевой дороги"

 

 clip_image006[4]     

 

Магистральные дороги строились по единой технологической схеме: в основании – каменные блоки или крупный камень, выше – галька   величиной  с кулак, еще выше – с грецкий орех, самый же верхний слой  состоял  из  мелкой

гальки смешанной с песком. Общая величина покрытия составляла около метра, поэтому римские дороги по праву называли "лежачими стенами". Почти все римские дороги были прямыми, поскольку повозки в то время не имели поворачивающейся передней оси.

В отличие от Римской империи в средневековой Европе, расколотой на сотни мелких княжеств, герцогств и графств, не требовалась мощная транспортная сеть. Замкнутые и часто враждующие между собой феодальные государства мало заботились об улучшении дорог. Падение рабовладельческого строя стало концом и римской техники дорожного строительства, которая  базировалась на использовании практически неограниченных источников рабского труда. Прокладывать новые дороги в то время могло только местное население, привлекаемое на барщину. В результате стали появляться новые грунтовые дороги облегченной конструкции.

Однако упадок дорожного строительства привел к необходимости значительного усовершенствования колесных экипажей. В XY в. появился новый вид транспортного средства – карета (польское слово от латинского "carruca" – четырехколесная повозка) с кожаными боковинами, а затем и застекленная.

В XYII в. карета обрела уже почти все элементы, применяемые в автомобиле: кузов, рессорную подвеску, шкворень передней оси, тормоза, прочные и легкие колеса с надетой на них примитивной металлический, позже – гуттаперчевой шиной.