Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Общая характеристика транспорта

Основные термины и понятия транспортной системы

 

Система в переводе с греческого языка означает  целое,  состоящее  из частей, определенным образом упорядоченное.

Под системой понимается определенная совокупность  взаимосвязанных

элементов, образующих целое, обладающее особенностями,  отсутствующими у составляющих ее элементов.

Элементы системы взаимодействуют между собой. Связи  зависят  от типа систем.

Любая система состоит из ряда подсистем,  каждую  из  которых можно разделить на ряд элементов.

Транспортная система – это комплекс различных видов  транспорта, находящихся во взаимодействии при выполнении перевозок. Термин "транспортная система" употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. В состав транспортной системы входят следующие  в и д ы  т р а н с п о р т а: железнодорожный (рельсовый); морской; речной (внутренний водный); автомобильный; воздушный; трубопроводный (включающий нефтепроводы, продуктопроводы для перекачки в основном продуктов нефтепереработки и газопроводы).

Элементами транспортной системы являются также: г о р о д с к о й транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус и другие), функционирующих обособленно в различных городах; п р о м ы ш л е н н ы й  (производственный) транспорт, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

"Единая транспортная система" – понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта.

Транспортная сеть – это совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона (железные дороги, автодороги, воздушные и водные пути, трубопроводы). Она характеризует мощность транспорта.

Выделяют транспорт общего  и необщего пользования.

Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров независимо от того, кем они были предъявлены: госпредприятиями или учреждениями, общественной организацией, фирмой  или частным лицом. К транспорту общего пользования относятся:

·  железнодорожный, находящийся в ведении объединения "Белорусская железная дорога";

·  морской, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

·  речной, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

·  автомобильный, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

·  воздушный, находящийся в ведении комитета по воздушному транспорту при Совете Министров Республики Беларусь;

·  городской общественный (метро, трамвай, троллейбус, автобус, такси), находящийся в ведении горисполкомов.

Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы государства.

Транспорт необщего пользования – это ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только своего ведомства или предприятия. Ведомственный транспорт еще называют промышленным, а небольшие по протяженности пути, например к складам, – подъездными путями. В качестве транспорта необщего пользования служат железные дороги, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, а также конвейерный, канатный и ряд других, находящихся в ведении соответствующих нетранспортных министерств, ведомств, предприятий.

Под магистральным транспортом понимается:

·  транспорт общего пользования;

·  пути сообщения, связывающие крупнейшие города и  промышленные центры страны или крупного региона. Небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.

Немагистральным же считается промышленный и городской транспорт.

Универсальный транспорт – это транспорт, способный перевозить практически все грузы, а также пассажиров. Железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт, а также соответствующие виды городского и промышленного транспорта являются универсальными видами транспорта. Современные трубопроводы как магистрального, так и промышленного назначения, а также канатные и конвейерные виды транспорта являются специализированными, хотя отдельные перспективные проекты могут быть приспособлены к транспортированию широкого ассортимента грузов и пассажиров.

Неуниверсальный транспорт – это специализированный или специальный транспорт, предназначенный только для выполнения одного вида перевозок (грузовых или пассажирских)  или для перемещения только одного рода груза (сыпучих, жидких).

Дискретный транспорт – это любой транспорт, где предметы  перевозки (грузы или пассажиры) перемещаются по линиям единицами или отдельными группами (партиями) с помощью независимо движущихся транспортных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и т. п.).

Непрерывный транспорт – это такой транспорт, где предметы перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких линий, шнеков, скребков, эскалаторов, а также трубопроводов. Однако трубопроводы, используемые в качестве направляющих, с движущимися в них отдельными единицами (капсулами, контейнерами, вагонами) относятся к категории дискретного вида транспорта.

"Транспортный процесс" – термин, обозначающий деятельность транспорта, направленную на обеспечение перевозки грузов и пассажиров (этот термин является аналогом понятия "процесс производства", принятого в промышленности). Как синоним используется также термин "перевозочный процесс", который отражает комплекс операций, выполняемых при доставке грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения.

Каждый вид транспорта выполняет свою функцию с помощью мощного технического оснащения или комплекса технических средств, участвующих в перевозочном процессе.

С р е д с т в а  т р а н с п о р т а   делятся на две основные категории:

·  постоянные средства, включающие собственно путь (дорогу) и стационарные сооружения со всем их оборудованием;

·  подвижной состав, к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, непосредственно осуществляющие передвижение грузов и пассажиров (вагоны, баржи, автоприцепы и т. п.). К самодвижущимся единицам относятся локомотивы, речные и морские буксиры, автотягачи, суда, автомобили, самолеты и т. п. Все самоходные единицы, используя энергетическую установку, обладают определенной силой тяги и мощностью для ведения составов из вагонов, барж, автоприцепов с установленной скоростью.

Характеристика транспортной системы Республики Беларусь приведена в таблице 1.1.

Состояние транспортного комплекса Республики Беларусь можно отразить следующими показателями:

·  общая численность работающих в транспортном секторе экономики составляет 4 % от общей численности работающих в РБ, а  доля  основных  фондов, приходящихся на транспорт, – 11,4 %; 

·  пути сообщения включают: 50,3 тыс. км автомобильных  дорог,  из которых 33000 км с усовершенствованным покрытием, свыше  5,5  тыс. км железнодорожных путей. Плотность автомобильных дорог на  1000 км2 составляет 337 км, что выводит РБ по этому показателю на 12 место  в Европе, а на железнодорожном транспорте – 60 км на 1000 км2 территории, функционирует  7 аэропортов;

·  для обеспечения работы транспорта по обслуживанию пользователей Республики Беларусь функционируют: 380  железнодорожных станционных сооружений, 26 грузовых автомобильных  терминалов и 36 грузовых дворов, свыше 400 остановочных обустроенных пунктов для пригородного сообщения;

·  техническое обслуживание и ремонт  подвижного  состава  выполняются на авторемонтном заводе в г. Гомеле, двух вагоноремонтных  заводах (пассажирских) и 6 вагоноремонтных депо для грузовых  вагонов, специализированных локомотивных депо, специализированных заводах.

Т а б л и ц а  1.1 – Характеристика транспортной системы Республики Беларусь (1991 г.)

 

Виды

транспорта

Эксплуатационная длина путей, тыс. км

Отправлено

грузов

Грузооборот

Перевезено

пассажиров

Пассажиро-оборот

млн т

%

млн

т×км

%

млн

чело-век

%

млн пассажиро-км

%

Железнодорожный

 

5,54

 

110,9

 

10,0

 

65551

 

  73,3

 

 130,7

 

   5,4

 

15795

 

39,1

Автомобильный

 49,3

973,6

88,3

22128

24,7**

2302

94,5

18949

46,9

Речной

   2,9

   18,4

  1,7

  1747

2,0

    0,8

   0,03

      25

    0,1

Воздушный

   1,3*

      0,0

  0,0

        34

  0,04

    2,1

   0,1

  5611

  13,9

Все виды транспорта

 

1102,9

100,0

89460

100,0

2435,6

100,0

40380

100,0

  *  Местные авиалинии (без перекрывающихся участков).

** Автомобильный транспорт общего и необщего пользования. 

 

Белорусская железная дорога (рисунок 1.7) в настоящее время является непосредственно подчиненным Правительству Республики Беларусь государственным комплексным объединением, в состав которого входят отделения железной дороги, промышленные, строительные, автотранспортные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, снабженческие, торговые и другие предприятия, организации, а также учреждения образования, здравоохранения и культуры.

Удельный вес грузооборота Белорусской железной дороги в общем грузообороте всех видов транспорта республики в 1999 году составил 75,9 % (30,5 млрд тонно-км), пассажирооборот – 63,0 % (16,9 млрд пас-км). В структуре перевозок за 1999 год 36 % составляет транзит и 30,7 % перевозки во внутриреспубликанском сообщении, а остальное – ввоз и вывоз.

На Белорусской железной дороге работает более 100 тысяч человек, в том числе по основной деятельности – 78526 человек. По основным хозяйствам этот персонал распределяется следующим образом: локомотивное хозяйство – 15512; хозяйство пути – 12778; пассажирское хозяйство – 10332; вагонное хозяйство – 7828; хозяйство перевозок – 6331; грузовое хозяйство – 5637; хозяйство сигнализации и связи – 4440; хозяйство электроснабжения– 1646 человек. 

Эксплуатационная  длина Белорусской  железной  дороги составляет 5523,3 км,  а  развернутая  длина  путей:   главных – 7334,7;   станционных –

3696,4; приемо-отправочных – 1728,1; подъездных, обслуживающих отдельные предприятия  и  организации, – 1037,7 км.   Общая   протяженность

электрифицированных линий составляет 875, 6 км, в том числе на переменном токе – 847,0 и на постоянном токе – 28,6 км. При этом уложены рельсы типа Р65 – на 75,5; бесстыковые плети – на 52;  железобетонные шпалы – на 73 % эксплуатационной длины главных путей. Автоблокировкой оборудованы 3699,8,  полуавтоматической  блокировкой – 1917,3,  а   диспетчерской

 clip_image012[4] 

 

 

Рисунок 1.7 – Схема развития Белорусской железной дороги

централизацией – 3229,7 км эксплуатационной длины главных путей. В  электрическую централизацию включено 92,7 %  стрелочных  переводов. 

Протяженность магистральных линий связи 8879,4 км, из них кабельных линий  – 6517,4 км и воздушных – 2361,7 км.