Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Железнодорожный транспорт

Автоматика и телемеханика (А и Т)

 

Железнодорожный транспорт оснащен современными  устройствами  и системами для автоматического и телемеханического  управления  различными производственными процессами во всех службах  и  хозяйствах железных дорог: ЭВМ, системами телеуправления тяговыми  подстанциями электрифицированных железных  дорог,  пунктами  водоснабжения  и другими устройствами, комплексом устройств для  автоматизации  процессов обслуживания пассажиров на вокзалах, автоматикой  в  локомотивном и вагонном хозяйствах и т. д.

 Автоматизированные системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ) включают в себя ряд подсистем более  низкого  уровня: сортировочных станций (АСУСС), оперативного  управления  перевозочным процессом (АСУОП) и др.

К устройствам автоматики и телемеханики, при помощи которых осуществляется регулирование движения поездов и  обеспечивается  безопасность их следования по перегонам, относятся устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

Основным назначением устройств СЦБ на железнодорожном транспорте является обеспечение безопасности и четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Благодаря механизации и автоматизации операций по регулированию движения поездов и маневровой работы эти устройства способствуют повышению производительности труда за счет уменьшения числа работников, занятых на производстве, увеличению пропускной  способности перегонов и станций, ускорению движения поездов и улучшению использования подвижного состава.

Устройства СЦБ условно подразделяются на перегонные и станционные.

Основными средствами СЦБ на перегонах являются: путевая автоматическая блокировка, автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы, устройства диспетчерского контроля за движением поездов, автоматическая поездная сигнализация с автошлагбаумами, а также полуавтоматическая блокировка и электрожезловая система, хотя они и не обладают высокими качествами автоматических систем.

Автоматическая блокировка (АБ). При АБ межстанционные перегоны делятся на более короткие перегоны –  блок-участки (длиной 1000 – 3000 м) и на их границах устанавливают автоматически действующие проходные светофоры.

Во время отправления поезда со станции разрешение машинисту занять блок-участок подается светофором, открываемым дежурным по станции.

Схема разграничения поездов при трёхзначной автоблокировке приведена на рисунке 2.92. 

clip_image198Поезда, находящиеся на перегоне, движутся по сигналам проходных светофоров. Нормально проходной светофор открыт, разрешая поезду занять блок-участок. Как только поезд вступает на ограждаемый участок, светофор автоматически закрывается, запрещая следующему поезду движение на этот участок пути до полного его освобождения.

Рисунок 2.92  – Разграничение поездов  на перегоне при кодовой автоблокировке

 

  Автоблокировка бывает с  2-значной (метро),  3-,

  4-значной (скоростные ма-

гистрали и пригородные участки) сигнализацией.

Рисунок 2.92 – Принцип действия кодовой автоблокировки

 

 Автоблокировка позволяет применять пакетные графики движения поездов (см. рисунок 2.49). Интервал между поездами в пакете определяется по формуле

 

                                                I = (3lбу + lп ) / vх,                                       (2.21)

 

где lбу – длина блок-участка, км; lп – длина поезда, км; vх – ходовая скорость движения, км/ч.

Релейная полуавтоматическая блокировка (ПАБ). Полуавтоматической она называется потому, что часть действий по изменению показаний сигналов производится автоматически (от воздействия поездов), а часть – работниками, занятыми  приемом,  отправлением и пропуском поездов.

Каждый межстанционный перегон со стороны станции  огражден  выходными светофорами. Нормально выходные светофоры закрыты.

При ПАБ на перегоне (однопутном) может  находиться  только  один поезд (см. рисунок 2.49 – пачечная прокладка).

Отправление очередного попутного  поезда  на  перегон  со станции А возможно только после освобождения перегона первым поездом и  подтверждения этого дежурным по станции Б нажатием кнопки "Дача прибытия" и  после "Дача согласия" на отправление очередного поезда.

Электрожезловая система.  Применяется на  малодеятельных участках.

 Разрешением машинисту на занятие перегона является жезл этого перегона.

Станции, ограничивающие перегон, оборудуются аппаратами для хранения жезлов, которые связаны между собой электрической зависимостью. Жезл из аппарата можно вынуть только при наличии в аппаратах в сумме четного числа жезлов и подачи с соседней  станции  с  помощью индуктора тока, открывающего специальную блокировочную защелку на аппарате.

Телефонные средства связи обеспечивают малую пропускную способность перегонов из-за значительных затрат времени на станционные интервалы, необходимые для переговоров дежурных смежных станций и ведения журналов установленной формы. Поэтому движение поездов при телефонных средствах связи осуществляется только при отказе основных средств сигнализации и связи по движению поездов. Разрешением машинисту на занятие перегона при телефонных средствах связи служит путевая записка, выписываемая дежурным по станции отправления после согласования с дежурным по соседней станции. Переговоры по движению поездов осуществляются в виде телефонограмм, которые записываются в специальный журнал поездных телефонограмм.

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) и автостопы. При плохой видимости из-за тумана, снегопада, дождя и др. машинист не всегда может своевременно различать показания  светофора  и может проехать запрещающий сигнал. Чтобы  исключить  такие  случаи, участки с АБ дополняют устройствами АЛС. Она предназначена для  передачи показаний путевого светофора, к которому следует  поезд,  на локомотивный светофор, установленный в кабине машиниста.

Дополнительно к устройствам АЛС  на  локомотивах  устанавливают автостопы, которые служат для автоматической остановки  поезда,  если  машинист не примет мер к торможению и  своевременной  остановке поезда перед светофором с запрещающим движение показанием (сигналом красного цвета).

    В зависимости от способа передачи сигнальных показаний  путевых сигналов на локомотив (непрерывно или только в определенных  точках пути) различают АЛС непрерывного типа с автостопом (АЛСН) и АЛС точечного типа с автостопом (АЛСТ).

Устройство диспетчерского контроля за движением поездов. На линиях, оборудованных автоблокировкой, применяют устройства диспетчерского контроля (ДК), предназначенные для дачи поездному диспетчеру информации об установленном направлении движения на участках однопутной блокировки, занятости блок-участков, главных и приемо-отправочных путей промежуточных станций, показаниях входных и выходных светофоров, а также автоматических переездных устройств. На железных дорогах применяют систему частотного диспетчерского контроля (ЧДК). С перегонов информация о состоянии контролируемых объектов по специально выделенным проводам сначала передается на промежуточные станции, а затем по цепи диспетчерского контроля поступает на центральный диспетчерский пункт.

clip_image200