Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Железнодорожный транспорт

Система сигнализации и виды связи

 

Железнодорожная сигнализация представляет собой систему условных знаков, при помощи которых передаются приказы и указания, касающиеся движения поездов и маневровой работы.

Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ.

Сигналы делятся на видимые и звуковые, видимые,  в свою очередь, – на дневные, ночные и круглосуточные.

Видимые сигналы выражаются: цветом огней, щитов, флагов, дисков; числом и взаимным положением сигнальных показаний; режимом горения сигнальных огней и формой переносных сигнальных щитов. Преимущество – возможность передачи приказа на большие, по сравнению со звуковым сигналом, расстояния.

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков  различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и то же.

Видимые сигналы в зависимости от сигнальных приборов,  которыми их подают, классифицируются:

·  на постоянные (светофоры, устанавливаемые в определенных  местах железнодорожного пути, и локомотивные светофоры);

·  переносные (щиты, флаги, фонари  на  шестах,  предназначенные для временного ограждения тех или иных участков пути  и  подвижного состава);

·  ручные (флаги, диски, фонари, посредством которых  подают  на поезда различные команды и указания);

·  поездные (диски, флаги и  фонари  для  обозначения  головы  и хвоста поезда).

Кроме сигналов применяются видимые сигнальные знаки и  указатели (маршрутные, стрелочные, путевого заграждения и т. д.).

В качестве постоянных сигналов применяются  с в е т о ф о р ы. Они делятся на основные и предупредительные, которые извещают о приближении к основным сигналам и их показании.

Основные сигналы делятся:

·  на входные;

·  выходные;

·  проходные, расположенные на перегоне;

·  маршрутные, разрешающие или запрещающие переезд из одного района станции в другой;

·  прикрытия для ограждения от пересечения в одном уровне железной дороги с другими дорогами.

Основными сигнальными цветами на железнодорожном транспорте являются:

·  красный, запрещающий движение;

·  желтый – разрешает движение и требует снижения скорости;

·  зеленый, разрешающий движение с установленной скоростью;

·  синий – используется как запрещающий на маневровых светофорах;

·  лунно-белый – применяется как  разрешающий  маневровый  и  как пригласительный на входных, выходных и маршрутных светофорах;

·  прозрачно-белый – используется в ручных фонарях, поездных сигналах, указателях гидроколонок;

·  молочно-белый – применяется  в  стрелочных  указателях  и указателях путевого заграждения.

Сигналом остановки "Стой" являются: красный огонь светофора, фонаря; красный цвет флага или диска; движение по кругу фонаря с огнем любого цвета (ночью), флага, руки или какого-либо предмета (днем); непонятное показание сигнала.

Звуковые сигналы: "Стой" – три коротких гудка (…);  "Отправится  по-

езду" – один длинный (- ); "Сигнал бдительности" – один короткий и один длинный (. -); "Общая тревога" – один длинный и три коротких (- …); "Пожарная тревога" – один длинный и два коротких (- ..); "Воздушная тревога" – ряд коротких звуков (…….) в течение  2 –3 минут; "Радиационная опасность" или "Химическая тревога" – один длинный и один короткий (- .). Взрыв петарды требует немедленной остановки.

Поезда обозначаются: грузовые и пассажирские с головы – днем – негорящими фонарями у буферного бруса, ночью – двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса.

Хвост поезда обозначается: грузового – днем и ночью красным диском со светоотражателем у буферного бруса с правой стороны; пассажирского – днем и ночью тремя красными огнями (два на кронштейнах и один внизу с правой стороны у буферного бруса).

Маневровые локомотивы ночью должны иметь впереди и сзади на буферных брусьях со стороны основного пульта управления локомотива по одному прозрачно-белому огню.

    Для руководства движением поездов и работой линейных  подразделений железные дороги имеют различные виды связи:  телефонную,  телеграфную и радиосвязь.

    Связь разделена на магистральную, дорожную, отделенческую, местную (станционную) сети.

Магистральная (телефонная и телеграфная) предназначена для связи министерства и управления дороги с отделениями дорог и крупными станциями,  а  также последних между собой;

дорожная (телефонная и телеграфная) – для связи работников управления дороги с отделениями дорог и крупными станциями, а также последних между собой;

местная (телефонная) – для служебных переговоров работников различных служб, находящихся в одном пункте;

постанционная – для связи работников станций участка между собой. Её организуют в пределах одного участка с выходом через коммутатор в дорожную связь для переговоров с отделениями и управлением дороги;

поездная диспетчерская – для служебных переговоров поездного диспетчера со станциями своего участка;

поездная межстанционная – для служебных переговоров дежурных смежных станций по вопросам движения поездов;

перегонная – для служебных переговоров руководителей путевых работ, электромехаников СЦБ и контактной сети, находящихся на перегоне, с дежурными по станциям, ограничивающим данный перегон.

Кроме того бывает связь: линейно-путевая, энергодиспетчерская, стрелочная, станционная распорядительная, связь электромехаников, вагонная диспетчерская, дорожная распорядительная,  билетно-диспетчерская,  ин-

формационная, связь передачи данных в ВЦ, связь  совещаний.

Преимуществом радиосвязи по сравнению с проводной является  то, что она дает возможность вести переговоры с работниками,  находящимися в движении (машинистами локомотивов, составителями и т. д.).

    Различают радиосвязь поездную, станционную и ремонтно-оперативную.

    Поездная радиосвязь предназначена для  обеспечения  непрерывной двусторонней связи между поездным диспетчером и машинистами  локомотивов, находящихся в пределах диспетчерского  участка;  машинистом и дежурным по ближайшей станции и машинистов встречных  поездов между собой.

Станционная радиосвязь бывает нескольких видов: маневровая, горочная и т. д.

Маневровая радиосвязь обеспечивает подвижную двустороннюю связь маневрового диспетчера (дежурного по станции, составителя  поездов) с машинистами маневровых локомотивов в пределах территории станции.

Горочная радиосвязь применяется для переговоров дежурного по  горке с машинистами горочных локомотивов.

Ремонтно-оперативная связь предназначена для управления ремонтными работами на перегонах.

Радиорелейная связь служит для одновременной передачи большого числа телефонных разговоров и телевизионных программ.

    Существует два вида проводных линий,  используемых  в  качестве каналов в системах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи:  воздушные и кабельные. Ведется строительство волоконно-оптической линии связи.

    На дорогах, электрифицированных переменным  током,  применяют только кабельные линии связи и автоматики.

    Кабельные линии связи и автоматики бывают воздушные,  подземные и подводные.