Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Железнодорожный транспорт

 

Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью  27 км  между Петербургом и Царским Селом   (г. Пушкин)   была официально открыта  30  октября 1837 года. Эта дорога не имела экономического значения  и  была  предназначена для поездок знати в места увеселений в Царском  Селе, а затем в Павловске. Желто-голубые поезда, состоящие из вагонов-карет, первое время приводились в движение лошадьми. Паровозы, приобретенные за границей, появились несколько позже и носили громкие названия «Богатырь», «Слон», «Лев», «Проворный», «Орел», «Сокол», «Россия». В это же время появились и первые, изготовленные из латуни железнодорожные билеты,

 
 

Рисунок 2.7 – Лубок, выпущенный в Мстёре

 

  

 


которые народ прозвал «жестянками». В 1862 году в Мстёре был выпущен лубок (рисунок 2.7) с забавным текстом о железной дороге.

Рассказ сбитеньщика про железную дорогу: "Здравствуйте, ребятушки, сизые голубятушки! Не пешком пришел, а по железной прискакал, холоду не видал и нужды не слыша. Вчера по Нижнему со сбитнем ходил, а наутро в Белокаменную прикатил. Чудная лошадка, и дорога по ней гладка.

Эх, железная дорога, небывалая краса!  Просто диво, чудеса! В два пути железных шины, а по ним летят машины, не на тройках, на парах, посмотреть так даже страх. Деньги отдал  лишь на месте, сел, вздремнул и верст за  двести   очутишься   ты   как   раз

через  полчаса  иль час.

Ну, уж, дивная лошадка, богатырская ухватка! Тащит тысяч сто пудов, будто как. вязанку дров. Конь стоит и все пыхтит, фыркнет искрами и паром, закипит вдруг самоваром, плавно мчится, не трясется, быстрей облака несется, скородвижно, самокатно, и полезно, и приятно.

Но вот дивная загадка?! От чего сильна лошадка? От того так здорова – не овес ест, а дрова. А воды-то пьет помногу, но зато во всю дорогу никогда уж не слыхать, чтобы стала отдыхать. Не успеешь мигнуть глазом, в Белокаменной уж разом.

Я ль не Антон прожженная сковорода, да и то не беда. Наши в поле не робеют и на печке не дрожат. Истинно – ученье свет, а неученье тьма. И мир божий хоть не одно селенье, но ум людской – мирское именье. Один выдумал ковать, другой пахать. Один азбуке научил, а другой самовар в ход пустил. Не оказия случилась – как Москва-то просветилась. Не раскачало, не растрясло – будто вихрем принесло. Вот вам и Сивка-бурка вещая Каурка. Бежит – земля дрожит, дым столбом валит и огнем палит. Эти шутки! Из Нижнего в полсутки! Чудо-чудное, диво-дивное! До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит!"

В 1843 году было начато строительство магистрали Петербург – Москва и через 8 лет, в 1851 году, закончено. Это была самая длинная в мире двухпутная  железная дорога протяженностью 650 км (ширина колеи составляла 1524 мм – 5 футов) со сложнейшими по конструкции мостами, путем, станциями, вокзалами,  депо,  спроектированными русскими инженерами. Эта магистраль явилась крупнейшим инженерно-техническим сооружением России середины ХIХ века.

С открытием 1 ноября 1851 года Петербургско-Московской железной дороги многие убедились в преимуществах нового вида транспорта, и строительство в России стало интенсивно развиваться. Особая роль в проектировании и сооружении  дороги   принадлежит  инженеру,   впоследствии   академику П. П. Мельникову – автору первой в России книги о железных дорогах. Мосты на магистрали проектировались под руководством инженера, затем крупного ученого Д. И. Журавского.

Позже были построены дороги Москва–Курск (1868 г.),  Курск–Киев (1870 г.), Москва–Брест (1871 г). В 1996 году отмечалось 125 лет Белорусской железной дороге. В 1891 г. началось строительство Великого Сибирского пути  длиной 6503 км с двух сторон: от Челябинска и Владивостока.  В период с 1865 по 1875 годы  средний годовой прирост железных дорог России составлял 1,5 тыс. км, а с 1893 по 1897 годы – по 2,5 тыс. км.

clip_image016 

В конце 70-х – начале 80-х годов XIX века появились первые  сортировочные станции (Петербург-Сортировочный в 1879 г.). Первая сортировочная горка была построена в 1899 году на станции Ртищево.

Серийный выпуск паровозов (рисунок  2.8)  был  начат в 1844 г. в Петербурге на  Александровском заводе.

Рисунок 2.8    Образцы  первых паровозов, построенных в России

 

 В 1913 году эксплуатационная длина сети железных дорог России составляла 71,7 тыс. км, а в 1988 году эксплуатационная длина железных дорог СССР была 147,4 тыс. км (53 тыс. км из них были электрифицированы), что составляло 12 % протяженности всех железных дорог мира.

Железнодорожный транспорт СССР выполнял 53 %  ми-

рового грузооборота и 25 % пассажирооборота. Железные дороги СССР перевозили за сутки 11 млн т грузов и около 12 млн пассажиров. Грузонапряженность железнодорожных линий в 1989 году достигала 29 млн приведенных т×км на 1 км эксплуатационной длины. Распределение объема перевозочной работы, выполненной видами транспорта в Республике Беларусь, приведено в таблице 2.1, а сравнение протяженности железных дорог мира – в таблице 2.2.

Т а б л и ц а  2.1 – Распределение объема перевозочной работы между  видами

транспорта Республики Беларусь в 1997 году

 

Виды

транспорта

Грузооборот

Пассажирооборот

млн т×км

%

млн пас×км

%

Железнодорожный

30636

             72,94

        12929

 53,612

Автомобильный

10982

             26,15

          9930

41,18

Речной

   365

               0,87

                2

    0,008

Воздушный

              19

               0,04

          1254

      5,20

И т о г о

42002

           100,00

        24115

100,00

 

 

Т а б л и ц а  2.2 – Эксплуатационная длина железнодорожных путей (на конец 1988 г.)

 

 

Страна

Эксплуатационная длина железнодорожных путей

Плотность ж.-д. путей, км/ 1000 км2

всего, км

в т.ч. электрифицированных

км

%

СССР (1989)

147359

53862

36,6

         6,6

США (дороги 

1 класса)

205280

1667

              0,8

       21,9

Франция

34563

12008

34,7

       63,5

ФРГ (1987)

30520

11871

38,9

123,0

Япония (1987)

27188

          9367

34,5

       73,1

Китай

52767

5738

10,9

   5,5

Индия

61986

6664

10,8

  18,9

Беларусь (1997)

            5543

1297

23,4

  26,7

 

Для сравнения в 1989 году грузооборот железных дорог СССР составлял 3852 млрд т×км; пассажирооборот – 411 млрд пассажиро×км; количество отправленных грузов – 4000 млрд т; число перевезенных пассажиров – 4323 млрд человек; средняя дальность перевозки 1 т груза – 957 км; средняя дальность перевозки 1 пассажира – 94 км; производительность труда в год на 1 работника, занятого на перевозках, – 2573 тыс. приведенных т×км.

Самый длинный и самый тяжелый поезд прошел путь в 252 км из Западной Виргинии до  Портсмута  (США) по Норфолкской и Западной железным  дорогам  15  ноября  1967  года. Длина поезда составила 6 км. Он состоял из 500 вагонов с углем и приводился в движение 6 тепловозами: тремя впереди состава и тремя в середине (их мощность была по 3600 л. с.). Общий вес состава был 42 674 т.

Максимальные скорости, реализованные на железнодорожном транспор-

те: в марте 1984 года в России – 200 км/ч, в мае 1998 года в Германии – 406,9 км/ч, 18 мая 1990 года во Франции – 515,3 км/ч, 12 декабря 1998 года в Японии – 550 км/ч. Высокоскоростной подвижной состав железных дорог мира приведен на рисунке 2.9.

clip_image018

Рисунок 2.9 – Высокоскоростной подвижной состав железных дорог мира: а – "ЭР-200" (Россия); б – "Интер-Сити" (Германия); в – "ТЖВ" (Франция); г – "Синкансен" (Япония)

 

Железнодорожный транспорт является сложным многоотраслевым хозяйством, в состав которого входит железная дорога и предприятия, а также административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения. Для выполнения перевозочного процесса железная дорога имеет технические средства. Основу технического оснащения железнодорожного транспорта составляют путь с искусственными сооружениями, станции и другие раздельные пункты с пассажирскими, грузовыми и экипировочными устройствами; подвижной состав; депо; устройства энергоснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях; устройства водоснабжения; специальные средства для регулирования движением и управления эксплуатационной работой; средства связи.