Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Железнодорожный транспорт

Автоматическая переездная сигнализация и автошлагбаумы 

 

Переезды устраиваются в местах пересечения железной дороги автомобильными дорогами. Переезды бывают регулируемые (рисунок 2.93), на которых движение автотранспортных средств через переезд регулируется устройствами  переездной сигнализации, а также дежурным работником, и  нерегулируемые, на которых  возможность  безопасного переезда  определяется  водителями транспортных средств. В некоторых случаях  переездная  сигнализация обслуживается дежурным работником.

Рисунок 2.93  – Оборудование

регулируемого переезда

 

  Такие    переезды    называются  охраняемыми,   а  не   обслуживаемые – неохраняемыми.    К переездным ограждающим устройствам относятся: переездная  автоматическая светофорная  сигнализация,  автоматические  шлагбаумы, электрошлагбаумы и механические шлагбаумы. Нормальное положение автоматических шлагбаумов открытое, а электрошлагбаумов и механизированных шлагбаумов, как правило, закрытое.

К станционным устройствам автоматики и  телемеханики  относят прежде всего устройства СЦБ, которые служат для управления стрелками и сигналами и  обеспечения таких взаимных зависимостей между ними, при которых  исключается открытие сигнала  в случае  неправильно  установленных  и  незапертых стрелок, а при открытом сигнале не допускается перевод  тех  стрелок, по которым предусмотрен пропуск поезда,  маневры  и т. д.

Основными техническими средствами СЦБ  на  станциях  служат  ЭЦ стрелок и сигналов, горочная автоматическая  централизация  (ГАЦ)  и  дис-

петчерская централизация (ДЦ).

Диспетчерской централизацией (ДЦ) называются  устройства, которые на участках дорог дают возможность управлять движением поездов из одного пункта одним лицом (поездным участковым диспетчером – ДНЦ). ДЦ позволяет обеспечить: управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда станций и перегонов; контроль за положением и занятостью  перегонов, путей на станциях и прилегающих к ним блок-участков, повторение показаний сигналов и т. д. При ДЦ все промежуточные станции оборудуются  электрической централизацией (ЭЦ), а перегоны – автоблокировкой.        Протяженность диспетчерского участка составляет 100 – 150 км с числом промежуточных станций 10 – 15. Применяются ДЦ типа "Нева", "Луч", "Минск", "Днепр".

Горочная автоматическая централизация (ГАЦ). На крупных станциях поезда расформировываются и формируются на сортировочных горках.  Состав надвигают на горку, откуда отдельные вагоны или группы вагонов (отцепы) скатываются на пути сортировочного (подгорочного) парка, специализированные по назначениям плана формирования. Управление централизованными стрелками, сигналами и  замедлителями (рисунки 2.94, 2.95) для торможения вагонов ведут с одного горочного поста.

Рисунок 2.94 – Горочный замедлитель

 

 clip_image202Для расформирования составов и повышения перерабатывающей  способности сортировочные горки оснащены комплексом автоматических устройств, в состав которых входит ГАЦ, обеспечивающая автоматический перевод стрелок для каждого отцепа, скатывающегося с горки по заданному маршруту на подгорочный путь. Устройства ГАЦ состоят из стрелочных  электроприводов, электрических рельсовых цепей и другого оборудования.

clip_image204Система  ГАЦ  может  работать  в

программном автоматическом и  маршрутном режимах.

Рисунок 2.95 – Принцип действия горочного замедлителя

 

 Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ). Электрическая централизация предназначена для управления стрелками и сигналами станций с использованием электрической энергии. При ЭЦ дальность управления стрелками и сигналами практически не ограничена, поэтому с одного поста можно управлять большим    числом   объек-

тов.

Согласно ПТЭ устройства ЭЦ не должны допускать:

·  открытия входного светофора при  маршруте,  установленном  на занятый путь;

·  перевода стрелки под подвижным составом;

·  открытия светофоров, соответствующих данному  маршруту,  если стрелки не поставлены в надлежащее положение, а светофоры  враждебных маршрутов не закрыты;

·  перевода входящей в  маршрут  стрелки  и  открытия  светофора враждебного маршрута при открытом светофоре,  ограждающем  установленный маршрут.

На железных  дорогах  принята  система  релейной  централизации (РЦ), в которой все необходимые  зависимости  и  замыкания  осуществляются с помощью реле.

Широко  применяется  блочная  маршрутно-релейная  централизация (БМРЦ), позволяющая приготовить маршрут поезду, указав  только  его начало и конец, стрелки в маршруте переводятся автоматически (рисунок 2.96).

ЭЦ по сравнению с ручным управлением стрелками увеличивает пропускную способность горловин в 1,5 – 2 раза, позволяет сократить штат станционных работников на 30 – 50 человек на каждые 100 централизованных стрелок, повышает производительность труда работников службы перевозок  и  связи  на  35 – 50 %,

надежно обеспечивает безопасность движения.