Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Водный транспорт

Совершенствование структуры флота

Одной из важнейших проблем речного транспорта является дальнейшее совершенствование структуры флота и, прежде всего, нахождение рациональной единичной грузоподъемности, а также специализации и универсальности судов.

Задача повышения грузоподъемности речных самоходных судов решается в условиях жесткого ограничения их осадки и длины. К тому же за пределами грузоподъемности 5000 т удельная металлоемкость самоходных судов, как правило, возрастает из-за необходимости обеспечения расчетной прочности.

Повышение мощности судовой установки также встречает препятствие: при ограниченных глубинах излишне мощный винт выгоняет из-под днища судна воду – и теплоход ложится на дно реки.

Для обеспечения гарантированных глубин на реках технический флот пополнится землесосными и многочерпаковыми снарядами производительностью соответственно 2500 и 600 м3/ч.

Самоходный грузовой флот будет пополняться эффективно используемыми сухогрузными теплоходами грузоподъемностью 2500, 3000, 4000 т и

танкерами (перевозка нефтепродуктов всех классов) грузоподъемностью

5000 т смешанного (река-море) плавания.

Для внутренних водных путей предполагается строить грузо­вые теплоходы различного назначения следующих типов:

· теплоход-площадка для перевозки массовых грузов непосред­ственно на палубе, что обеспечиваетих быструю загрузку (разгруз­ку). Такие суда (грузоподъемностью 1900 т в центральных бассей­нах и 1000 т на реках Ленского бассейна) предназначены для пере­возок массовых грузов на линиях с относительно небольшими гру­зопотоками;

· контейнеровоз грузоподъемностью 1000 т (с выходом в при­брежные морские районы);

· овощевоз грузоподъемностью 600 т (для перевозка массовых грузов – 1300 т);

· танкер грузоподъемностью 1000 т в основном для рек Ленского бассейна и другие типы судов.

Намечается строительство судов для малых рек, в том числе несамоходных судов и грузовых теплоходов различной грузоподъемности (преимущественно 200–600 т), а также мелкосидящих буксиров-толкачей (мощностью 110 и 220 кВт).

В дальнейшем предполагается строительство крупнотоннаж­ных барж-площадок грузоподъемностью 3500–4000 т для магист­ральных рек Сибири, сухогрузно-наливных теплоходов грузоподъ­емностью 4000 т, сухогрузных теплоходов грузоподъемностью 1400–2000 т и более с габаритами, позволяющими выполнять пере­возки между портами, расположенными на внутренних водных пу­тях стран СНГ; автомобилевозов, рефрижераторов, судов для перевозок негабаритных и тя­желовесных грузов, а также буксиров-толкачей мощностью 1765–2200 кВт для вождения большегрузных составов.

Получит дальнейшее развитие флот для малых рек, причем от­дельные суда предусматривается оборудовать перегрузочной тех­никой.

Наряду с традиционными типами грузовых судов намечается создание и освоение судов типа «Ро-Ро» для перевозки по внутрен­ним водным путям автомобилей, тарно-штучных и пакетирован­ных грузов; грузовых судов на воздушной подушке (СВП) скегового и амфибийного типов для доставки продовольственных и про­мышленных грузов в пункты, расположенные на реках с ограни­ченными (до 0,7–0,8 м) глубинами.

Предусматривается также разработка и внедрение баржевозных систем для эксплуатации на водных путях с резкими колеба­ниями габаритов судового хода и ветроволнового режима. Их ис­пользование позволит исключить дорогостоящие перевалки грузов в промежуточных пунктах, а также простои судов в начальном и конечном пунктах. Рациональными сферами внедрения таких сис­тем являются завоз грузов в северные районы страны с магистральных рек и др.

Для улучшения качества пассажирских перевозок намечено строительст­во: современных речных вокзалов (рисунок 3.30); комфортабельных туристских судов для магистральных рек и водохранилищ, а также рек с ограниченными габаритами судо­вого хода, в том числе для сибирских рек; туристских судов сме­шанного (река-море) плавания; судов для экскурсионно-прогулочных, внутригородских и пригородных линий.

Рисунок 3.30 – Пассажирский речной вокзал в Самаре

clip_image060

clip_image062

Предусматривается строительство скоростных судов на подвод­ных крыльях типа "Восход", "Метеор" ( рисунок 3.31), "Ласточка" (пассажиро-вместимостью 70 чел., скоростью хода 90 км/ч), судов на воздушной подушке типа "Зарница", "Луч", "Орион", "Баргу­зин" – для озера Байкал (пассажировместимостью 130 чел., скоро­стью хода до 50 км/ч) и др.

Рисунок 3.31 – Теплоход на подводных крыльях "Метеор"

Стремление к повышению скоростей движения судов вынужда­ет искать энергетические установки большей мощности при не­больших размерах и малой массе. Одна из таких установок – газотурбинный двигатель. В результате исследований, проведенных ЦКБ по судам на подводных крыльях,

был разработан и построен

опытный газотурбоход на подводных крыльях "Буревестник" (рисунок 3.32). При выборе главного двигателя было решено использовать авиаци­онный турбовинтовой двигатель (ТВД) марки АИ-20, широко применяемый в гражданской авиации на самолетах типов ИЛ-18. Для этой цели двигатель АИ-2Э был силами ЦКБ конверти­рован в судовой газотурбинный двигатель (ГТД) и установлен в комплексе с водометным движителем. Газотурбохо­дом является также опытное судно на воздушной подушке "Сормович".

 
 

Рисунок 3.32 – Скоростной газотурбоход на подводных крыльях "Буревестник"

clip_image064

При строительстве флота предусматривается максимально ре­ализовать достижения научно-технического прогресса, продолжить совершенствование технико-экономических характеристик судов. Это в первую очередь касается:

· совершенствования архитектурно-конструктивных форм судов, обеспечивающих высокую производительность грузовых работ – двух-трехпалубные суда с горизонтальной загрузкой (разгрузкой) техники, контейнеров, пакетированных грузов; суда докового ти­па для выгрузки (приема) в базовых пунктах плавучих лихтеров-контейнеров, транспортируемых по участкам рек с ограниченными глубинами;

· применение новых судостроительных материалов – высокопрочных сталей, алюминиевых сплавов, стеклопластика и др.;

· совершенствования судовых энергетических установок, обеспе­чивающих работу на менее дефицитных сортах топлива, надеж­ность, увеличение моторесурса;

· улучшения условий труда для экипажей – снижение уровня шу­ма, вибрации и др.

Одной из важных задач в области судостроения является созда­ние судов

с высокой степенью автоматизации, позволяющей зна­чительно сократить численность экипажа.

Главным направлением совершенствования организации и тех­нологии судостроения является внедрение модульной системы строительства судов. Разработанная в настоящее время система модулей позволяет собирать несамоходные суда грузоподъем­ностью от 100 до 500 т и от 600 до 1500 т, значительно сократив цикл производства.

Большое внимание необходимо уделять совершенствованию типов и конструкций причальных набережных, существенному повышению механовооруженности причалов. Наря­ду с портальными кранами намечает­ся более широко внедрять высокопроизводительные перегрузочные комплексы с вагоноопрокидывателями, роторно-конвейерными складскими и конвейерно-погрузочными машинами, грейферно-бункерные и норийно-конвейерные перегружатели.

Продолжается автоматизация операций и этапов перегрузочно­го процесса, механизация подсобно-вспомогательных работ, созда­ние в крупных портах специализированных баз комплексного об­служивания флота, располагающих необходимыми береговыми и плавучими техническими средствами.