Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Водный транспорт

Навигационным обору­дованием водного пути

 

Судоходная обстановка предназначена для обеспечения на внутренних водных путях безопасного и беспрепятственного пла­вания судов, судовых и плотовых составов. Знаки судоходной об­становки бывают береговые и плавучие. Они указывают направление, границы и габариты судового хода, границы аквато­рий портов, пристаней и рейдов, места свальных течений, начало и конец однопутных участков и возможность движения по ним в том или ином направлении, судоходные пролеты мостов, подвод­ные и надводные переходы и места, где суда должны подавать сиг­налы. Специальными знаками судоходной обстановки регулиру­ется движение судов, судовых и плотовых составов через судопропускные сооружения.

Судоходная обстановка – совокупность разных береговых и плавучих знаков навигационного ограждения су­довых ходов, предназначенных для обеспечения безопасного, бесперебойного плавания по внутренним водным путям судов, судовых и плотовых составов.

Знаки навигационного ограждения служат:

· для указания направления судового хода и ограждения его кромок;

· указа­ния судоходных пролетов мостов;

· ограждения отдельных под­водных препятствий и различных сооружений на водных пу­тях;

· ограждения подходов к судопропускным сооружениям, к пристаням и затонам;

· регулирования движения в узкостях;

· ин­формации судоводителей о габаритах пути.

В зависимости от требований судоходства обстановка мо­жет быть различной, и по характеру действия она подразде­ляется на освещаемую, светоотражающую и неосвещаемую.

Положение судового хода на водной поверхности обозначают бе­реговыми и плавучими навигационными знаками. Комплекс бере­говых и плавучих навигационных знаков, указывающий судоводи­телям положение судового хода, называется навигационным обору­дованием водного пути.

Береговые знаки устанавливаются на берегах рек, водохранилищ и озер, плавучие устанавливаются на воде и удерживаются на нужном (штатном) месте с помощью якорей.

Применяют две группы береговых знаков:

к первой из них относятся береговые знаки, обозначающие положение судового хода;

ко второй – информационные знаки, необходимые для информации судоводителей об особенностях водного пути (например, об одно­стороннем движении судов на данном участке, об ограничении скорости хода и др.).

Береговые знаки надежны, поэтому их в составе навигационного оборудования принято считать основными. Плавучие знаки менее надежны (могут быть повреждены судами и плотами или снесены с мест установки плавающими льдинами, остатками растительности и отдельными деревьями, которыми засоряется поверхность реки в половодье и при прохождении паводковых вод), поэтому их счи­тают вспомогательными.

Обычно навигационное оборудование водного пути состоит из береговых и плавучих знаков, причем соотношение между количест­вом тех и других зависит от конкретных местных условий.

Для того чтобы навигационные знаки были видны днем, они имеют сигнальные щиты или объемные фигуры определенной формы и окраски.

На водных путях, где суда плавают не только днем, но и ночью, на знаках зажигают сигнальные огни. Такие знаки называют светящими. Каждому типу знака присвоен определенный цвет сигнального огня и характер (режим) горения, определяющий последовательность и длительность его вспышек и затемнений. Применяют также знаки со световозвращающим покрытием (СВП), они хорошо видны ночью при освещении их судовым прожектором. Схема их наблюдения с помощью прожектора приведена на рисунке 3.7 .

Форма, размеры и окраска сигнальных щитов, цвет и характер сигнальных огней едины для всех водных путей стран СНГ. Они опреде­ляются государственным стандартом (ГОСТ 26600–85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей. Общие технические усло­вия").

clip_image014

Насыщенность пути навигационными знаками зависит от интен­сивности перевозок. Чем больше объем перевозок, тем обычно больше на данном участке пути навигационных знаков.

 
 

Рисунок 3.7 – Наблюдение знаков с помощью прожектора: / — пучок света прожектора, падающий на поверхность знака 2 — пучок света, возвращаемый (отражаемый) к судоводителю

Инструкция по содержанию навигационного оборудования предусматривает деление водных путей в зависимости от интен­сивности перевозок на п я т ь с л е д у ю щ и х г р у п п:

· I группа – пути с интенсивным судоходством или сплавом леса в плотах, по которым ежесуточно в обоих направлениях проходят 30 и более судовых или пять и более плотовых составов. На путях этой группы устанавливают светящие навигационные знаки наиболее надежных конструкций;

· II группа – пути, по которым в сутки в обоих направлениях проходят до 30 судовых или до пяти плотовых составов. Нави­гационные знаки на этих путях светящие;

III группа – пути, по которым в сутки в обоих направлениях проходит до пяти судовых составов, а также пути, по которым осу­ществляется нерегулярный сплав леса в плотах. Устанавливаемые здесь знаки также светящие;

· IV группа – пути, где интенсивность перевозок невелика, но в ночное время регулярно проходит 1–2 судна. Навигационные знаки на этих путях оборудованы световозвращающими покрыти­ями;

· V группа – пути, где судоходство ограничивается единицами проходящих в дневное время судов. Навигационные знаки – несве­тящие.

Из приведенного деления видно, что пути I–IV групп пред­назначены для круглосуточного движения флота, так как на них обеспечивается и дневная, и ночная видимость навигационных знаков. Пути V группы предназначены для движения флота только в светлое время суток.

Рисунок 3.8 – Русловые маяки: на свайном (а)

и на грунтовом (б) основаниях

clip_image016

В последние годы в открытой части водохранилищ Единой глубо­ководной системы европейской части СНГ все большее распрост­ранение находят так называемые русловые маяки (рисунок 3.8). Основание таких маяков – каменная наброска, насыпной грунт, а также сваи из железобетона или стальных труб большого диаметра.

clip_image018

В сочетании с береговыми знаками русловые маяки дают возмож­ность создать на водохранилищах непрерывную цепь знаков и ог­ней для плавания судов.

На семафорных мачтах вывешивают два типа фигур – треуголь­ного и прямоугольного силуэта. Первый тип фигур имеет вид конуса, второй – цилиндра. Ночью конусу соответствует красный постоянный огонь, цилиндру – зеленый постоянный огонь.

При этом на мачте обязательно должны быть вывешены одна под другой две фигуры. Если вверху вывешен цилиндр, а под ним конус, то это означает, что ход открыт для судов, идущих сверху. Ночью в данном случае вывешивают два фонаря: верхний – с зеленым постоянным огнем, нижний – с красным постоянным огнем.

Если ход открыт для судов, идущих снизу, фигуры меняются местами (внизу цилиндр или зеленый постоянный огонь, а вверху конус или красный постоянный огонь).

Когда движение судов по участку запрещено, на семафорной мачте вывешивают один под другим два конуса, ночью – два красных постоянных огня.

На сигнальных мачтах вывешивают несколько типов фигур. Для обозначения глубин служат прямоугольная фигура, большой и малый шары. Прямоугольная фигура состоит из двух соединенных крестообразно (ребром) прямоугольных щитов. Она окрашивается в черный или белый цвет в зависимости от фона. Шары состоят из двух соединенных крестообразно дисков. Большой шар окраши­вают в красный цвет, малый – в черный или белый цвет в зависимости от фона.

Прямоугольная фигура обозначает глубину 100 см, большой шар – 20 см, малый шар – 5 см.

Если глубина превышает в 1,25 раза наибольшую осадку плавающих по данному участку судов, то вместо перечисленных фигур на мачте вывешивают одну крестообразную фигуру черного или белого цвета.

Для указания ширины судового хода служат ромбовидная фи­гура и те же большой и малый шары. Ромбовидная фигура состоит из двух щитов, имеющих форму ромба, соединенных крестообразно по большой диагонали. Она окрашивается в черный или белый цвет и обозначает ширину 50 м. Большой шар обозначает ширину 20 м, а малый – 5 м.

На плавучие знаки всех типов и типоразмеров разработана под­робная техническая документация.