Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Водный транспорт

Бакены и буи

 

Плавучие знаки, сделанные из дерева, принято называть баке­нами, а изготовленные из металла или пластмассы – буями. Это деление является условным и употребляется по традиции.

Конструкция надстроек бакенов показана на рисунке 3.9.

Надстройку треугольного силуэта делают в виде пирамиды: три бруска прикрепляют наклонно к штырю (головке) бакена, вторые их концы разводят в стороны, образуя ребра пирамиды. Бруски с трех сторон обшивают рейками с небольшими (1,5–2 см) просветами между ними. Для размещения электрических источников питания внутри пирамиды устраивают полку, а в обшивке одной из сторон делают дверку. Светосигнальный прибор надевают на штырь бакена.

Круглая силуэтная фигура образуется из двух решетчатых дис­ков, соединенных крест-накрест. Диски собирают из реек и приби­вают к стойке, верхний конец которой является штырем бакена.

Просветы между рейками 1,5–2 см. Для прочности бакена от его вершины к углам плотика делают проволочные растяжки.

clip_image020

Рисунок 3.9 – Надстройки бакенов: а—треугольная: б—круглая: в—прямоугольная

На водохранилищах и озерах в подавляющем большинстве случаев в качестве плавучих знаков используют металлические буи (рисунок 3.10). Они имеют ту же конструкцию, что и речные металлические буи.

clip_image022

Рисунок 3.10 – Металлические буи: а – речной, б – озерно-речной, в – озерный

Надстройка у буя 5-го типоразмера герметична, у буя 6-го типоразмера негерметична. Буй 5-го типоразмера имеет массу 430 кг, период собственных колебаний у него 3,5 с, метацентрическая высота 0,22 м. Буй 6-го типоразмера имеет массу 770 кг, период собственных колеба­ний 5,8 с и метацентрическую высоту 0,27 м. Углы качки на волне у обоих буев невелики, что является их положительным качеством.

Масса якоря для буя 5-го типоразмера должна составлять 200 кг, калибр якорной цепи 13 мм. Масса якоря буя 6-го типоразмера должна быть около 300 кг, а калибр якорной цепи – 17 мм.

clip_image024

Обслуживание металлических плавучих знаков требует больших затрат физического труда при транспортировке и постановке на штатные места. Значительно облегчить эти работы можно, применив вместо металлических буев композитные металлопластмассовые буи. Их внешний вид показан на рисунке 3.11. Они имеют надстройку из стеклопластика, а плавучее основание металлическое, заполненное для непотопляемости пенополистиролом.

Композитный буй 5-го типоразмера весит 320 кг (на 100 кг меньше, чем металлический), период его собственных колебаний составляет 4,0 с, метацентрическая высота равна 0,32 м.

Рисунок 3.11 – Внешний вид композитных и пластмассовых буев 5-го и 6-го типо­размеров

Для его удержания на месте постановки достаточен якорь массой 120 кг. Калибр якорной цепи 11 мм.

clip_image026

Место поворота судового хода обозначается поворотными бакенами или буями, которым также присвоены определенная окраска и огни.

Плавучие вехи применяют в качестве самостоятельного обстановочного знака, главным образом на водных путях с неос­вещаемой обстановкой. Кроме того, их ставят в качестве контроль­ного знака у каждого бакена и буя. Верхняя часть вехи окраши­вается красным или белым цветом в зависимости от кромки судо­вого хода, на которой они стоят. К верхнему концу вехи правой кромки прикрепляется надставка шарообразной или конусной формы, раструбом вверх.

Одноопорный деревянный знак со щитом малого размера пока­зан на рисунке 3.12. Он

состоит из вкопанного в землю опорного столба 3, и сигнального щита 2. Высота столба над землей 3—8 м, он укрепля­ется тремя подкосами или же присоединяется к железобетонной приставке 4 ("пасынку"). Сигнальный щит из досок толщиной 2 см прибивают гвоздями к верхней подтесанной части столба.

clip_image028

Для подъема на знак к столбу на высоте 2–3 м от земли крепят стремянку или ручицы 1. Их врезают в столб шпоночным замком. Концы ручиц для удобства захвата руками обтесывают. На участ­ках, где знаки часто повреждают посторонние лица, стремянки и ручицы не делают, а для подъема на знак используют монтерские захваты.

Конструкция типового одноопорного металлического знака изо­бражена на рисунке 3.13. Несущая конструкция одноопорных знаков представляет собой вертикальный решетчатый ствол 3 прямоуголь­ного сечения, изготовляемый из равнобокой уголковой стали. Ствол устанавливают на закладную металлическую деталь железо­бетонного фундамента и прикрепляют к нему четырьмя болтами.

clip_image030

По одной (широкой) грани ствола приваривают лестницу с ограж­дением 2 для подъема на знак, изготовляемую из металлического прутка. В верхней части ствола с помощью болтов укрепляют дере­вянный сигнальный щит 1 и размеща- ют светосигнальное обору­дование.

Конструкции знаков разной высоты собирают из унифициро­ванных секций на болтах или при помощи сварки.

Типовой металлический знак с вантовыми оттяжками показан на рисунке 3.14. Ствол 5 знака с вантовыми оттяжками 3 опирается на пространственный шарнир 6, установленный на фундаменте, который воспринимает возникающий при ветровой нагрузке крутящий момент. Сигнальный щит 2 состоит из двух половин, укрепляемых на гори­зонтальных фермах слева и справа от ствола. Каждая половина щита состоит из деревянной обшивки, прикрепленной болтами к двум вер­тикальным балкам. Горизонтальные фермы одновременно служат площадками 4 для ремонта и окраски щита. Щиты высотой 8 м имеют четыре фермы-площадки, а высотой 6 м – три. Подъем обслуживающего персонала на площадки знаков со стволом сечением 0,5х0,5 м происходит по стволу знака. В качестве ступеней лестницы служат поперечные элементы основной кон­струкции и дополнительные прутки диаметром 16 мм. Лестницы имеют надспинное ограждение 7.

На знаках со стволом сечением 0,8х0,8 м устанавливают спе­циальные лестницы с переходными площадками внутри ствола. Площадки имеют перильное ограждение и деревянный настил.

clip_image032

Знаки высотой 20 м и выше имеют молниеотвод, к стойке ко­торого шарнирно прикреплена консоль с роликом для подъема светосигнальной аппаратуры на верх знака. Фундаменты и анкер­ные плиты делают из монолитного или сборного железобетона, а также на сваях. Они унифицированы по габаритным размерам и пригодны как для одноопорных, так и для вантовых знаков.

Для участков рек с подвижным руслом перспективно применение разборных, легко переставляемых знаков из пластмассы.

­ Эксплуатационные испытания опытных образцов таких знаков были проведены в Северном и Волжском бассейновых управлениях пути. На рисунке 3.15 приведен один из таких знаков. Он состоит из опоры, выполненной из двух стеклопластиковых труб диаметром 300 мм и толщиной 2–3 мм, и сигнального щита, усиленного для жестко­сти гофрами. В верхней части опоры встроен отсек с крышкой для размещения источников питания. Масса знака не превышает 20–25 кг, и он может легко транспортироваться и устанавливаться одним человеком.