Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Водный транспорт

Организация эксплуатационной работы водного транспорта

 

Эксплуатационные требования к водному транспорту и порядок эксплуатации сооружений и устройств порта определяются Правилами технической эксплуатации речного и морского флота.

На водном транспорте, так же, как и на железнодорожном, разрабатывается технологический процесс, которым устанавливаются прогрессивные нормы времени на отдельные операции и порядок наиболее полного использования технических средств порта.

Плавание судов делится на три вида:

· с р о ч н о е, осуществляемое грузо-пассажирскими судами в полном соответствии с расписанием их следования;

· р е г у л я р н о е, осуществляемое также грузо-пассажирскими судами на линиях с непостоянными или небольшими, но систематически выполняемыми перевозками. Этот вид движения характерен фиксированием направления движения судов и заходов в промежуточные порты;

· р е й с о в о е, являющееся основным видом движения грузовых судов. Оно характерно тем, что направление движения и заходы в порты определяются распределением грузопотока.

Время, затрачиваемое судном на движение между портами, включая и стоянку судов в портах для производства грузовых операций, называется рейсом.

Работой портов и движением судов на водных путях руководит диспетчерский аппарат, в задачу которого входит обеспечение выполнения графика движения судов и работы портов, предупреждение и немедленное устранение возникающих затруднений и нарушений. Графики движения разрабатывают в пароходствах и ими определяют работу каждого судна во времени и пространстве в течение планируемого месяца.

Внедряется автоматизированная система управления "Морфлот".

Время нахождения судна в порту делят на валовое (от прихода в порт до момента отхода из порта) и чистое (только грузовые операции).

На судах и в порту ведется специальный документ (т а й м ш и т) для учета фактического времени, затраченного на грузовые и вспомогательные операции и простой судна. При досрочной обработке судна пароходство выплачивает порту премию, при задержке судна выше расчетного времени порт выплачивает штраф.

Морской флот играет большую роль в развитии хозяйственного потенциала любой страны, имеющей выход к морю. В этом можно убедиться на примере работы морского транспорта СССР в 1988 году, характеризующейся следующими данными:

грузооборот морского транспорта, млрд т×км – 1011;

пассажирооборот, млрд пас×км – 2,0;

средняя дальность перевозки 1 т груза, км – 3938;

численность работников, занятых на перевозках, тыс. человек – 242,6;

перевезено грузов, млн т – 257;

перевезено пассажиров, млн человек – 49;

средняя дальность поездки 1 пассажира, км – 41;

производительность труда 1 работника, занятого на перевозках, тыс. прив. т×км в год – 7480.

Речной транспорт. Его техническая база включает: суда, водный путь (с соответствующими сооружениями и оборудованием), порты, пристани, судостроительные и судоремонтные заводы, связь.

Р е ч н о й ф л о т, аналогично морскому, состоит из с у д о в транспортного назначения, служебно-вспомогательных и технических. Основное отличие речных судов от морских заключается в их меньшей осадке и габаритных размерах. Речной флот включает:

самоходные суда – пассажирские, грузопассажирские и грузовые;

несамоходные суда (баржи) различного назначения;

буксиры (толкачи) – суда без собственных грузовых помещений, но с силовой установкой, предназначенные для тяги несамоходных судов.

Для обеспечения безопасного пла­вания судов по в н у т р е н н и м судоход­ным путям первостепенное значение имеет правильный выбор курса отно­сительно оси и кромок судового хода.

При движении судно должно на­ходиться в пределах границ судово­го хода и удерживаться на безопас­ном расстоянии от различных препят­ствий.

Для того, чтобы выбрать соответ­ствующий курс, судоводителю необхо­димо точно знать место нахождения своего судна в процессе всего движе­ния. Определение местонахождения судна по навигационным знакам, ес­тественным и искусственным приме­там, расположенным по берегам или вблизи судового хода, называется ориентировкой.

Обнаружение различных ориенти­ров и выбор курса судна относитель­но них осуществляются глазомерно (визуально) или с помощью навига­ционных, а также электрорадионави­гационных приборов.

В зависимости от способа ориен­тировки и особенностей плавания на том или ином участке пути применя­ются различные методы судовожде­ния, основными из которых являют­ся: глазомерный (лоцманский), нави­гационный и радиолокационный.

Глазомерный метод судо­вождения является основным при пла­вании на реках, каналах и в озерно-речной части водохранилищ. Сущность его заключается в том, что определение местонахож­дения судна и выбор курса осуществляются судоводителем ви­зуально по различным видимым ориентирам.

Навигационный метод применяется при плавании по крупным водохранилищам, озерам и прибрежно-морским районам. Определение местонахождения судна и удержание его на заданном курсе в этом случае осуществляются с помощью навигационных приборов.

Радиолокационная проводка осуществляется с помощью судовой радиолокационной станции и применяется, как правило, в условиях плохой или ограниченной видимости, когда ориентировка глазомерным способом невозможна.

Для всех методов судовождения необходимым условием плавания является наличие на судне соответствующих нави­гационных карт и информационно-справочных пособий.

Навигационная карта необходима судоводителю для того, чтобы в процессе движения постоянно контролировать курс следования судна относительно ориентиров, расположенных на местности и нанесенных на карту.

К информационно-справочным пособиям относятся лоции районов плавания, лоцийные описания различных участков, местные правила плавания, извещения судоводителям (путе­вые, информационные листы), радиолокационные схемы и кар­ты и др.

Ориентировка по знакам судоходной обста­новки осуществляется пре-

имущественно глазомерным спосо­бом без применения каких-либо навигационных приборов.

Техника ориентировки и проводки судна по навигационным знакам включает следующие последовательные действия судоводителя:

обнаружение знака на местности с поста управления судном;

определение назначения этого знака;

оцен­ку местоположения судна относительно знака или группы зна­ков;

избрание соответствующего курса для дальнейшего дви­жения судна и осуществление его проводки в зоне действия дан­ного навигационного знака или группы знаков.

Контроль за правильностью движения судна осуществляется судоводителем по взаимному расположению судна относительно навигационных знаков путем определения курсовых углов и траверзных рас­стояний до этих знаков.

Курсовой угол – это угол между ДП судна и направлением на предмет-ориентир; траверзное расстояние – расстояние до предмета-ориентира в направлении, перпендикулярном ДП судна.

Размещение судов в составе и способы крепления (счалки) зависят от направления движения состава (вверх или вниз по течению), скорости течения, ширины русла и типа судов.

clip_image058

Впереди речного состава обычно ставятся суда более прочной конструкции и наиболее нагруженные. При буксировке нескольких барж против течения счалка производится обычно "врастяжку" или "гусем" (рисунок 3.29,а).

В случае буксировки по течению груженые баржи счаливают обычно в два-три ряда (рисунок 3.29,б).

Если баржи должны быть розданы по пути следования, они соединяются с буксирным судном самостоятельными буксирными канатами (рисунок 3.29,в).

В настоящее время широко применяется буксировка судов толканием (рисунок 3.29,г). Этот способ обеспечивает снижение сопротивления воды, испытываемого буксирным судном, а, следовательно, уменьшает расход топлива, снижает стоимость перевозок и увеличивает скорость движения.

В о д н ы й п у т ь – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ и искусственных каналов с гидротехническими сооружениями.

П о р т ы – основа берегового хозяйства речного транспорта. В них осуществляется основная работа по загрузке и разгрузке судов, посадке и высадке пассажиров, а также по экипировке и техническому обслуживанию судов, включая формирование речных составов. Универсальные порты выполняют все виды работ, специализированные – только отдельные (пассажирские или грузовые).

Важнейшими элементами портов являются причалы для погрузки-разгрузки судов. Здесь же устраиваются склады и складские площади для массовых грузов.

П р и с т а н и – промежуточные пункты, где суда имеют кратковременную остановку для посадки-высадки пассажиров и частичной погрузки-выгрузки грузов.

Основные показатели работы речного транспорта бывшего СССР за 1988 год:

· грузооборот, млрд т×км – 251;

· пассажирооборот, млрд пас×км – 5,4;

· перевозка грузов, млн т – 691;

перевозка пассажиров, млн человек – 131;

средняя дальность перевозки 1 т груза, км – 364;

средняя дальность поездки 1 пассажира, км – 42;

производительность труда на 1 работника, тыс. прив. т×км в год – 2671;

эксплуатационная длина сети речных путей, тыс. км – 123.