Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Водный транспорт

Способы обслуживания навигационного оборудования

 

Бригадный способ является основным способом, его применяют почти на всем протяжении водных путей I, II и III групп (со светя­щими навигационными знаками), а также на значительном протя­жении путей IV и V групп (со светоотражающими и несветящими знаками).

При бригадном способе обслуживания на каждом обстановоч­ном участке работает бригада, которая имеет в своем распоряжении самоходное суд-

но. Для этих целей с 1970 г. начато строительство специа­лизированных тепло­ходов проекта № 391А (рисунок 3.16). К его достоинствам следует отнести наличие на судне кормовой балки с гидроприво­дом. В носовой части оборудована площад­ка для обслуживания плавучих знаков, в па­лубе по бортам сдела­ны ниши для удобства в работе по обслужи­ванию буев и бакенов. Теплоход снабжен эхо­лотом ЭПО-10 и УКВ радиостанцией.

Эти суда получили широкое распростра­нение на реках, ими постепенно заменяют теплоходы проектов № Т-101Б и 457.

Рисунок 3.16 –Теплоход

проекта № 391А

clip_image034

Бригаду возглавляет мастер пути, одновременно совмещающий обязанности капитана-механика (помощника механика) судна. При круглосуточной двух- или трехсменной работе в состав бригады входят еще один-два вахтенных начальника, они являются сменными мастерами пути и также совмещают обязанности капитана-дублера и помощника механика (механика). Кроме них, в бригаду входят два-три монте­ра и два-три путевых рабочих. Первые одновременно

являются ру­левыми-мотористами, вто-

рые – матросами. В составе бригады обы­чно имеется также повар. Всего бригада состоит из 7–10 чел.

Мастер пути подчиняется прорабу путевых работ, является ма­териально-ответственным лицом и несет полную ответственность за исправное действие навигационного оборудования на своем участке. Сменные мастера пути несут ответственность за исправное действие этого оборудования во время своей вахты.

Постовой способ имеет ограниченное применение. В основном применяется на водных путях с развитыми перевозками леса в пло­тах, при наличии сложных перекатов с большим количеством пла­вучих знаков, где необходим непрерывный контроль за их исправ­ным действием.

При постовом способе обслуживания обстановочный участок возглавляется мастером пути и разделяется на обстановочные посты, которыми руководят бригадиры или старшие постовые рабочие.

В состав поста входят еще один-два монтера-моториста и два-три постовых рабочих-моториста, всего 2–6 чел. Обстановочные посты оснащаются катерами или моторными лодками.

Мастер пути контролирует работу обстановочных постов, обес­печивает их материалами и инвентарем. При выставлении и уборке знаков, при устранении повреждений и проведении сплошного тра­ления он организует коллективную работу постов и оказание взаим­ной помощи одного поста

другому.

В своей работе мастер пути подчиняется прорабу путевых работ. В его распоряжение выделяется катер или моторная лодка. Он яв­ляется материально-ответственным лицом и отвечает за своевремен­ное и качественное выполнение работ на обстановочном участке.

Бригадно-постовой способ применяется, когда на обстановоч­ном участке, обслуживаемом бригадой, имеются отдельные затруд­нительные для прохода судов перекаты, на которых часто повреж­дают плавучие знаки и требуется их немедленное восстановление, или имеются перекаты, где происходит интенсивное переформиро­вание русла. На таких перекатах содержат обстановочные посты. В своей работе они подчинены мастеру пути, возглавляющему обста­новочную бригаду.

Кроме перечисленных, имеются и другие способы организации обслуживания. Одним из них является патрульный, при котором за бригадой закрепляется два судна – одно тихоходное (базовое), второе – быстроходное (патрульное). Базовое судно проводит пере­становку знаков, обеспечивает их ремонт и ведет другие крупные работы. Патрульное судно проверяет качество действия сигнальных огней, правильность расстановки плавучих знаков, проводит смену источников питания и мелкий ремонт.

При патрульном способе протяженность участка бригады увели­чивается в 2 раза и более.

Работа обстановочных бригад и постов организуется по сменам или вахтам в соответствии с графиком, утвержденным прорабом путевых работ. Графиком определяется состав вахт, начало и конец работы каждой вахты. График работы бригады составляется в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха плавсостава судов речного флота.

Частота объездов обслуживаемого участка определяется с рас­четом обеспечения исправного состояния навигационного обору­дования. На речных путях I и II групп (со светящими знаками) объезд участка, как правило, проводят дважды в течение суток – в темное и светлое время. На остальных реках объезд бригадой участка проводят раз в 2–3 дня. На озерах и водохранилищах объезд участка ведут раз в 2–7 дней.

Бесперебойному и качественному действию знаков и огней спо­собствует рациональный график объезда обслуживаемого участка пути. При бригадном и бригадно-постовом способах он должен быть построен так, чтобы работы по ремонту и перестановке знаков и смене источников питания проводились, как правило, в светлое время суток. Это удобно делать при движении теплохода вверх по течению. Тогда меньшее время затрагивается на маневры и под­ходы к знакам. В ночное время должны проводиться проверка горения огней и правильности ориентирования светосигнальных приборов направленного действия.