Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Автомобильный транспорт

Централизованные перевозки

 

На автомобильном транспорте различают две формы орга­низации перевозок грузов – децентрализованную и централизо­ванную.

При децентрализованных перевозках грузополучатели вы­возят груз от грузоотправителя собственным или заказанным транспортом без согласования очередности перевозок и работы транспорта других грузополучателей. При этом они используют штат собственных грузчиков, экспедиторов, агентов по снабже­нию и др.

Однако при такой форме перевозок на автомобильном транспорте возникают большие непроизводительные затраты, а кроме того, она не способствует развитию перевозок транспортом общего пользования.

В 80-х – 90-х годах широко применялась более прогрессивная система органи­зации перевозки грузов – централизованная (в настоящее время в связи с падением объемов перевозок она встречается реже). Автомобильное транспортное предприятие (организация) в соответствии с догово­ром, заключенным с грузоотправителем или грузополучателем, своим подвижным составом или, осуществляя единое оперативное руководство, подвижным составом нескольких автотранспортных предприятий перевозит грузы с транспортно-экспедиционным об­служиванием по согласованным графикам. При этом АТП достав­ляет грузы данного грузоотправителя всем грузополучателям или завозит их данному грузополучателю от всех грузоотправителей.

Признаками централизованных перевозок являются также строгое распределение обязанностей между клиентурой и автомо­бильным транспортным органом, осуществление всех расчетов за перевозкисо стороной, заключившей договор.

При централизованных перевозках погрузка грузов, их маркировка, затаривание, закрепление на подвижном составе вы­полняются грузоотправителями, перевозка грузов и их экспеди­рование – транспортной организацией, выгрузка – грузополуча­телями. Экспедирование включает прием грузов, сопровождение их в пути, сдачу и оформление товарно-транспортных докумен­тов.

Сосредоточение всех перевозок грузов одного поставщика в одной транспортной организации, доставка их по заранее уста­новленным графикам позволяют улучшить использование под­вижного состава, повысить производительность труда на всех ста­диях процесса перемещения и освободить грузоотправителей и грузополучателей от решения вопросов транспортирования гру­зов.

При централизованных перевозках грузов достигается:

· заинтересованность грузоотправителей и грузополучателей в своевременном выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

· сокращение числа грузчиков и экспедиторов, что позволяет повысить

производительность труда на производстве (кроме транспорта);

· повышение эффективности и возможность контейнерных и пакетных перевозок, так как ускоряется оборачиваемость и со­хранность контейнеров и средств пакетирования и имеется воз­можность их механизированной погрузки-выгрузки;

· рост эффективности перевозок за счёт механизации погру­зочно-разгрузочных работ;

· рост производительности подвижного состава за счёт со­кращения простоев под погрузкой-разгрузкой и в ожидании этих операций, увеличения грузоподъемности используемых автомо­билей для перевозок укрупненных партий грузов, совершенство­вания оперативного планирования и взаимной увязки перевозок и, соответственно, увеличения коэффициента использования про­бега, приспособленности подвижного состава к данным перевоз­кам (специализация, дооснащение) и, соответственно, увеличения коэффициента использования грузоподъемности и снижения про­стоев под погрузкой-разгрузкой.