Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Автомобильный транспорт

Организация движения автобусов

 

Работа автобусов на маршрутах организуется по расписа­нию. Маршрутное расписание движения является документом, составленным с учетом потребности в пассажирских перевозках, и должно обеспечивать качественное обслуживание населения, эффективное для данного объема перевозок использование под­вижного состава с учетом нормальных условий труда и отдыха водителей.

Расписание движения подразделяется на жесткое и пере­менное. Жесткое расписание не подлежит изменению в течение суток и применяется на маршрутах с разными интервалами дви­жения. По этому расписанию работают все маршруты пригород­ного и междугородного сообщений, а также городские маршруты первой категории с плановыми интервалами движения в часы пик свыше 15 мин. Компенсация опоздания с прибытием на ко­нечные пункты маршрута в связи с изменением условий движе­ния производится только за счет сокращения времени отстоя, ко­торое принимается в зависимости от времени оборота и других факторов.

Плановое время прохождения определяется по каждому ос­тановочному пункту маршрута.

Переменное расписание может оперативно изменяться в те­чение суток для группы автобусов, работающих на маршруте, или для всех автобусов. Оно обеспечивает движение автобусов на го­родских маршрутах второй и третьей категорий (интервал до 15 мин). Информация о плановом интервале движения по каждому периоду суток доводится до пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута.

Составление расписания движения автобусов производят вручную или автоматизированным способом на ЭВМ.

Ручной метод, в свою очередь, делится на графический и табличный. В первом случае расписание времени прохождения автобусами остановочных пунктов маршрута представляется в виде графика в системе координат времени и расстояния, что по­зволяет наглядно увидеть равномерность изменения интервалов движения за сутки, удобно спланировать укороченные рейсы от­носительно основных, решить задачи подключения или снятия автобуса с промежуточного остановочного пункта маршрута. К недостаткам графического метода следует отнести трудности со­ставления расписания при дифференцированных (по периодам суток) нормах скоростей движения и необходимость отмечать в таблице прохождение контрольных пунктов.

При табличном методе составления расписания в специаль­ную форму по вертикали вписывают номера выходов (графиков), а по горизонтали – для каждого рейса отмечают время прибытия и отправления по конечным пунктам маршрута. По данным фор­мы определяются время рейса и интервал движения автобуса. К преимуществам табличного метода следует отнести: более полный учет дифференцированных норм скоростей движения; непосред­ственное использование сводного расписания при выписке распи­сания для каждого водителя. Недостатками метода являются: от­сутствие наглядности, что затрудняет оценку качества по равномерности интервала движения; большой объем арифметиче­ских расчетов. Графический метод эффективнее использовать в малых городах при больших интервалах движения, табличный – в более крупных городах.

Автоматизированный метод облегчает расчет сводного мар­шрутного расписания, водительских и диспетчерских расписа­ний, а также технико-эксплуатационных показателей. Он основан на использовании ЭВМ. В качестве основного критерия при со­ставлении расписания может быть принято достижение требуе­мых интервалов движения по часам суток.

Линейные сооружения. Для создания необходимых условий пребывания пассажи­ров в местах ожидания автомобильную линию пассажирских со­общений оборудуют автовокзалами, пассажирскими станциями, автопавильонами, кемпингами, мотелями и родтелями.

Автовокзал представляет собой комплекс сооружений, обес­печивающих обслуживание пассажиров, автобусных бригад и ав­тобусов. Строят их на конечных пунктах автомобильной линии и в крупных транспортных узлах.

Автовокзалы должны иметь: посадочные площадки; залы ожидания; билетные кассы; камеры хранения багажа и ручной клади; помещения для приема и выдачи багажа; гостиницы; рес­тораны; буфеты; читальные залы; комнаты матери и ребенка и другие бытовые помещения. Для автобусных бригад предусмат­ривают служебные помещения и комнаты отдыха. На автовокза­лах обслуживают и транзитных пассажиров по смешанным пере­возкам (автобусы – железная дорога, речной и морской транспорт).

Пассажирские станции строят на остановках автомобильной линии. Это сооружения со всеми необходимыми помещениями для обслуживания пас-

сажиров, автобусных бригад и автобусов. На некоторых пассажирских станциях устраивают гостиницы для отдыха пассажиров.

Автопавильоны для ожидающих пассажиров строят на пас­сажирских линиях небольшой протяженности. В павильоне раз­мещают комнату для ожидания, билетную кассу и иногда слу­жебные помещения.

Значительное развитие получили международные кемпинги и мотели, а также международный прокат легковых автомобилей.

Кемпингом называется лагерь, который служит для ночлега или непродолжительного пребывания туристов, приехавших на автомобилях.

Мотель– это гостиница, приспособленная для автомобили­стов. В мотелях предусмотрены гаражи, площадки для стоянки автомобилей, места для их технического обслуживания.

Родтелем (дорожный отель, отель на колесах) называется комбинированный пассажирский автопоезд (или несколько авто­поездов), в котором, кроме обычных пассажирских мест, имеются спальные, развертываемые в местах ночлега, а также кухня на колесах.

Информационное обеспечение остановочных пунктов под­вижного состава и станций пассажирского транспорта должно отвечать требованиям стандартов или технических условий.