Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Автомобильный транспорт

 

13 октября 1939 года Совет народных комиссаров БССР своим постановлением № 792 утвердил Положение о Народном комиссариате автомобильного транспорта, возложив на него следующие обязанности:

· руководство подготовкой и переподготовкой инженерно-технических кадров и кадров массовых профессий для автомобильного транспорта БССР (шоферов, ремонтников, автомехаников и др.);

· организацию и руководство использованием автотранспорта, разработку единых нормативов эксплуатации, обслуживания и ремонта автомашин, а также разработку тарифов на перевозку грузов и пассажиров;

· подготовку типовых проектов гаражей, авторемонтных мастерских и других видов автотранспортных предприятий.

В апреле 1974 г. постановлением Совмина БССР "О дальнейшем совершенствовании планирования, экономического стимулирования и управления в Министерстве автомобильного транспорта БССР" автотранспорт общего пользования республики был переведен на полный хозяйственный расчет и самоокупаемость, двухзвенную структуру управления. Министру, руководителям предприятий отрасли этим постановлением расширены права в хозяйственной деятельности, установлены стабильные показатели по отчислению в бюджет и т. д.

Из 170 предприятий и организаций непосредственно министерству было подчинено 11, а руководство остальными осуществлялось через 9 производственных автотранспортных трестов и управлений.

Все это стимулировало интенсивное развитие отрасли. Наряду с улучшением технической базы по ремонту автомобилей разрабатываются и внедряются прогрессивные средства механизации трудоемких процессов, осваиваются новые методы организации перевозок грузов и пассажиров, все шире в планировании и управлении отраслью применяется электронно-вычислительная техника.

К началу 80-х годов перевозки грузов автотранспортом общего пользования осуществлялись с 45 железнодорожных станций, 8 речных портов и 5 аэропортов. В среднем ежесуточно централизованно перевозились свыше 30 тысяч тонн грузов. При этом широко начали использоваться такие прогрессивные формы и методы централизованных междугородных перевозок, как перевозка грузов в обменных полуприцепах по принципу: один полуприцеп под погрузкой, второй – в пути, третий – под разгрузкой; перевозка грузов по рациональным маршрутам. Это дало возможность повысить производительность тягачей в 2 – 2,5 раза, ускорить доставку грузов и увеличить пропускную способность складских помещений.

Автомобили, работающие на междугородных перевозках, стали оснащаться аэродинамическими обтекателями, их внедрение позволяло снизить расход топлива и увеличить среднюю эксплуатационную скорость. Немалую роль в повышении объема перевозок сыграло и то, что грузовой автотранспорт республики начал пополняться дизельными автомобилями МАЗ (рисунок 4.30) и КамАЗ (рисунок 4.31), а пассажирский – комфортабельными автобусами большой вместимости "Икарус".

Рисунок 4.30 – Автомобиль МАЗ-5549

clip_image070

Однако наибольший экономический эффект от централизованных перевозок получен благодаря их специализации по видам грузов (строительные, промышленные и продовольственные в самом широком ассортименте) и применения специализированного подвижного состава: прицепы, полуприцепы, автопоезда для перевозки силикатного кирпича и др.

Рисунок 4.31 – Автомобиль

КамАЗ-5410

clip_image072

В 80-х годах белорусским автотранспортникам пришлось работать в чрезвычайно суровых климатических условиях на освоении нефтяных месторождений в Западной Сибири. Спецавтопредприятие "Белнефтеавтотранс" в Нижневартовском районе Тюменской области РСФСР своим нелегким трудом обеспечивало перевозку грузов при строительстве дорог и нефтяных площадок.

Возрастал объем перевозок и в самой Белоруссии. На междугородных и международных линиях трудились уже тысячи автомобилей различных автохозяйств.

Это потребовало централизации управления магистральными перевозками, что и было проведено в 1979 г. путем создания производственного Управления магистральных перевозок грузов Минавтотранса (ныне концерн "Белмагистральавтотранс").

Интенсификация экономики в 80-е годы обусловила возрастание роли общественного автотранспорта республики. В городском и пригородном движении широко использовались автобусы семейства ЗИЛ (рисунок 4.32). В системе министерства насчитывалось 57 грузовых, 37 пассажирских и 82 смешанных автохозяйства.

Свыше шести тысяч промышленных, строительных, дорожных, снабженческих, торговых и других предприятий и организаций республики пользовались услугами автомобильной отрасли.

clip_image074

Рисунок 4.32 – Автобус ЛАЗ-4202

Большое внимание уделялось качественному удовлетворению потребностей народного хозяйства в контейнерных перевозках. С этой целью отраслевой наукой разработаны конструкции универсальных контейнеров грузоподъемностью 1,25 и 3 тонны и налажен их выпуск на Бобруйском опытно-механическом заводе (более 1000 контейнеров ежегодно).

Рисунок 4.32 – Автобус

ЗИЛ-158

Значительная работа была проведена по дальнейшей централизации перевозок, особенно

с железнодорожных станций, речных портов (пристаней), оптовых баз и складов сельскохозяйственной продукции в период уборки и заготовки, а также по обслуживанию строительных, дорожных и других предприятий и организаций.