Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Автомобильный транспорт

Организация перевозок грузов

 

Нормативно-правовой базой деятельности автомобильного транспорта являются законы, уставы, правила, положения, инст­рукции, двусторонние межправительственные соглашения, меж­дународные конвенции и соглашения, условия получения лицен­зий и разрешений, стандарты, единые и установленные тарифы и другие нормативно-правовые акты, касающиеся транспортной деятельности:

· действующие и находящиеся на рассмотрении законы Республики Беларусь – гражданский Кодекс; таможенный Ко­декс; о транспортной деятельности, об автомобильных дорогах; о перевозке опасных грузов; о транспортно-экспедиционной дея­тельности; о различных видах транспорта;

· декреты и указы Президента Республики Беларусь, по­становления правительства по вопросам работы транспорта, по­ложения, правила и инструкции Министерства транспорта и коммуникаций, Проматомнадзора, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и других государственных органов управления;

· правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь;

· правила транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь;

· правила экспедирования грузов при смешанных перевоз­ках;

· правила дорожного движения;

· положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования лицензий Министерством транспорта и коммуникаций Республи­ки Беларусь;

· положение о лицензировании Проматомнадзором видов деятельности, осуществляемых субъектами хозяйствования;

· положение о порядке обучения, проверки знаний водите­лей и специалистов, осуществляющих перевозку опасных грузов автомобильным транспортом;

· положение о регистрации автотранспортных средств, пе­ревозящих опасные грузы;

· система оповещения об инцидентах и авариях с опас­ными грузами при перевозке их по территории Республики Бела­русь автомобильными транспортными средствами и ликвидации этих инцидентов и аварий.

Основанием для выполнения перевозок является срочный договор (контракт) или согласованный разовый заказ. При нали­чии договора перевозка выполняется по предъявляемым заявкам. Договор на конкретную перевозку оформляется документом – товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 или товарно-транспортной накладной на условиях Конвенции CMR (при меж­дународных перевозках грузов). Выполнение услуг фиксиру-

ется соответствующими записями в перевозочных документах.

Документы подписываются участниками перевозки или уполномоченными ими лицами. Подпись на документе может быть сделана от руки, напечатана в виде факсимиле, перфориро­вана, проставлена с помощью штампа, в виде символов или с по­мощью любых иных механических или электронных средств. С согласия сторон документ может быть заменен сообщениями электронного обмена данными. Заказчик должен представить оператору (экспедитору, перевозчику) документы (товарные на­кладные ТН-2, счет-фактуры, контракты, страховки, сертифика­ты, свидетельства, лицензии, декларации и т.п.), необходимые для выполнения приема, сдачи груза и его перемещения. Оформ­ление некоторых из вышеуказанных документов может произво­диться экспедитором (перевозчиком) в качестве платной услуги заказчику.

Лицо, участвующее в перевозках, должно обеспечивать:

· предоставление заказчикам необходимой и достоверной ин­формации о своей деятельности;

· своевременность доставки и сохранность перевозимых гру­зов;

· максимальное освобождение клиентов от несвойственных им функций в процессе доставки грузов;

· работу по объявленным или экономически обоснованным договорным тарифам с учетом действующих на различных видах транспорта;

· определение сферы использования и внедрения эффектив­ных и новых технологий переработки и перевозки грузов, в том числе в контейнерах, на поддонах, в пакетах;

· правильность заполнения документов;

· перевозку грузов в смешанном сообщении и предоставление транспортно-экспедиторских услуг;

· организацию подгруппировки (сортировки) мелких отправок и формирование унифицированных грузовых единиц на осно­ве использования терминальной и контейнерной технологий пе­ревозок грузов;

· предоставление другим видам транспорта от своего имени или имени грузоотправителя соответствующих заявок на пере­возку грузов;

· выписку товарно-транспортных накладных и других пере­возочных документов при получении и сдаче грузов на другие виды транспорта, при завозе и вывозе грузов автомобильным транспортом;

· оформление от имени грузополучателя или от своего имени документов на прибывшие грузы;

· своевременное информирование грузоотправителей и грузо­получате-

лей о движении и местонахождении грузов;

· выполнение погрузочно-разгрузочных работ, производимых на своих складах и контейнерных пунктах или у заказчика.

Договор на перевозку груза от своего имени заключает с за­казчиком экспедитор или оператор смешанных перевозок (ОСП), или перевозчик. Сторона, заключившая договор в качестве перевозчика, несет от­ветственность за осуществление указанного договора.

Под перевозчиком понимается лицо, которое фактически осуществляет или берет на себя осуществление перевозки или ее части, независимо от того, является ли он в то же время операто­ром или экспедитором.

Оператор (экспедитор) смешанных перевозок для выполне­ния в комплексе смешанной перевозки заключает с другими субъектами договора транспортной экспедиции и (или) перевозки.

Договор перевозки – договор, на основании которого опера­тор, экспедитор или перевозчик за уплату провозных платежей обязуется осуществить или обеспечить осуществление перевозки.

Договор транспортной экспедиции – договор, на основании которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет от­правителя груза заключить от его или своего имени один или не­сколько договоров перевозки груза и выполнить определенные договором транспортной экспедиции услуги, связанные с органи­зацией и перевозкой груза.

Договор перевозки груза – договор с экспедитором или от­правителем, на основании которого перевозчик за вознаграждение и за счет экспедитора или отправителя груза обязуется осущест­вить перевозку груза и выполнить определенные договором на перевозку услуги, связанные с приемом, перевозкой и сдачей гру­за.

Документ перевозки – документ, удостоверяющий договор перевозки, принятие груза перевозчиком (оператором смешанной перевозки) в свое ведение, а также его обязательство доставить и сдать груз в соответствии с условиями этого договора.

Грузоотправитель – это любое лицо, которым или от имени которого заключен договор перевозки или с перевозчиком, или с экспедитором, или с оператором и который принимает на себя ответственность за исполнение договора.

Грузополучатель – лицо, правомочное на получение груза.

Груз – это любой товар, представленный к перевозке, кото­рый включает любой контейнер, поддон или другое транспортное оборудование или упаковку, если они представлены грузоотпра­вителем к перевозке.

Доставка – выдача грузов грузополучателю или передача их какому-либо органу или иной третьей стороне, которым в со­ответствии с законом или правилами, применяемыми в месте вы­дачи груза, он должен быть передан.

Заказчик – грузоотправитель, грузовладелец или любое другое лицо (например, экспедитор), которым или от имени кото­рого заключен договор с оператором, экспедитором или перевоз­чиком на выполнение перевозок и

транспортно-экспедиционных услуг.

Письменная форма означает письмо, телеграмму, телекс, электронные документы.

К перевозке на общих основаниях не принимаются грузы опасные, тяжеловесные (массой более 20 т), негабаритные (при превышении хотя бы одного из размеров: 2,5 м высота и ширина, 12 м длина), а также запрещенные к перевозке на автомобильном транспорте, если иное не оговорено договорами.

Срочный (годовой) договор включает предмет договора, ус­ловия выполнения перевозок и услуг, обязанности перевозчика и заказчика, порядок расчетов за перевозки и услуги, ответствен­ность сторон, форс-мажорные обстоятельства, сроки действия, порядок расторжения и юридические адреса сторон. В договоре устанавливаются объемы перевозок по номенклатуре объектов, объемы работ по видам тарифных схем, режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности объектов перевозок, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, требуемые типы подвижного состава, согласованные маршруты перевозок, взаим­ная имущественная ответственность за невыполнение или ненад­лежащее выполнение обязательств. В некоторых случаях пере­возчики могут заключать трехсторонние договоры на перевозки грузов с грузоотправителями и грузополучателями. Порядок за­ключения договора определяется законодательством Республики Беларусь и действующими международными конвенциями, со­глашениями и договорами.

Заявки и разовые заказы принимаются, как правило, за 48 ч до заявленного времени начала перевозок. Заказ должен быть в письменном виде. Перевозчик (экспедитор) имеет право не принимать исполнение заявки или разового заказа, представ­ленного после установленного срока или не по установленной форме, а также без данных, необходимых для выполнения пере­возок. В этом случае перевозчик не несет ответственности за не­выполнение установленных договором объемов перевозок.

Типы и число автомобилей, необходимых для перевозок, определяются перевозчиком по согласованию с заказчиком в за­висимости от объема и характера перевозок. Перевозчик должен подавать технически исправный, пригодный для перевозок под­вижной состав в установленные сроки по всем пунктам погрузки и выгрузки. Подача неисправного или непригодного для перево­зок подвижного состава приравнивается к неподаче транспортных средств. Отказ грузоотправителя от поданного подвижного соста­ва оформляется актом установленной формы.

Перевозчик обязан осуществлять перевозки по кратчайшим маршрутам, открытым для движения автомобилей, за исключе­нием случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом; при приеме заявки (заказа) вопрос должен быть согласован.