Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Автомобильный транспорт

Служба перевозок автотранспортного предприятия

 

Основные задачи службы перевозок – организация и осуществление перевозок грузов и пассажиров с обеспечением принятых договорных обя-зательств при наиболее эффективном использовании подвижного состава.

Диспетчерская группа отдела эксплуатации занимается опе­ративным сменно-суточным планированием, выписывает и выдает путевые листы и товарно-транспортные накладные (ТТН), обеспе­чивает выпуск подвижного состава на линию и прием его по воз­вращении, принимает путевые листы и ТТН, координирует рабо­ту автомобилей на линии, составляет сменно-суточный отчет о выпуске на линию и суточный отчет о работе автомобилей.

Группа обработки товарно-транспортных документов запол­няет путевые листы и товарно-транспортные накладные на пред­приятии и ведет их обработку.

Группа приема заявок (заказов) принимает заявки и заказы на перевозки грузов и пользование автомобилями.

Группа суточного планирования перевозок на основании данных группы приема заявок (заказов) разрабатывает сменно-суточный план (наряд-приказ) на работу автомобилей.

Коммерческая группа производит изучение грузопотоков, состояние

подъездных путей и погрузочно-разгрузочных пунктов, заключает договоры (контракты) на перевозку грузов, аренду ав­томобилей, транспортно-экспедиционную деятельность и другие транспортные услуги. Она также занимается долгосрочным и краткосрочным планированием перевозок грузов, учетом и ана­лизом выполнения перевозок.

Группа контейнерных перевозок организует контейнерные перевозки (завоз, вывоз, перевозка на магистральном транспорте, работы на контейнерном терминале).

Группа графиковых перевозок обеспечивает перевозку гру­зов по графикам и расписаниям, в том числе по системе тяговых плеч и маятниковой.

Группа линейных диспетчеров включает персонал, находя­щийся непосредственно в местах загрузки-разгрузки подвижного состава у клиентуры и обеспечивает эффективную работу автомо­билей на линии по перемещению грузов.

Контрольно-ревизионная группа контролирует работу авто­мобилей на линии, правильность их использования, товарно-транспортную документацию и другие вопросы.

В пассажирском автотранспорт­ном предприятии работу службы эксплуатации, как правило, возглавляет за­меститель начальника (директора). Ему непосредственно подчиняется начальник отдела эксплуатации. В подчинении последнего находятся на­чальники колонн (в каждой колонне – 80–100 автобусов и 150–250 водителей). Диспетчеры планируют месячную и суточную ра­боту водителей, а также обеспечивают выпуск автобусов на ли­нию и распределение их по маршрутам.

Начальнику отдела эксплуатации подчинена также группа контролеров, осуществляющих контроль за работой автобусов на линии, оплатой пассажирами проезда, содержанием линейных сооружений и обновлением остановочных знаков.

Товарно-транспортная документация. Выезд коммерческого автомобиля на линию независимо от его принадлежности возможен только при наличии оформленного соответствующим образом путевого листа установленной формы и наличия лицензии (лицензионной карточки автомобиля). Разре­шением на перевозку грузов является товарно-транспортная на­кладная (заказ-поручение, квитанция, чек, приходный ордер), а при автобусных перевозках – ведомость продажи билетов, билетно-учетный лист и проездные билеты у пассажиров или другие документы, подтверждающие право на перевозку находящихся в автобусе пассажиров (договор, формуляр, подтверждение оплаты). Товарно-транспортные и проездные документы подлежат строго­му бухгалтерскому учету. Путевой лист должен быть изготовлен типографским способом и иметь учетную серию и типографский номер. При пассажирских перевозках на автобусе должны быть также расписание движения, таблица стоимостей проезда, вы­писка из соответствующих правил перевозок пассажиров. Води­тель должен иметь водительское удостоверение, а на автотранс­портное средство должны быть свидетельство о регистрации и страховка гражданской ответственности владельца (в настоящее время на территории Беларуси еще не обязательна).

Товарно-транспортная накладная – единственный доку­мент, по которому ведется списание товарно-материальных цен­ностей у грузоотправителей, оприходование их у грузополучате­лей, складской оперативный и бухгалтерский учет. Она должна иметь номер, однозначный для всех экземпляров комплекта. К товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие доку­менты, уточняющие номенклатуру, количество и стоимость пере­возимого груза (товарные накладные, отгрузочные спецификации, счет-фактуры), а также сертификаты и свидетельства на качество перевозимой продукции.

Товарно-транспортная накладная содержит следующую информацию:

· дату и место составления накладной;

· наименование и адрес отправителя;

· наименование и адрес перевозчика;

· наименование и адрес получателя;

· место и дату принятия груза;

· место, предназначенное для доставки;

· принятое обозначение груза и род его упаковки;

· массу груза брутто или выраженное в других единицах из­мерения количество груза;

· число грузовых мест, их специальную маркировку и нуме­рацию;

· платежи, связанные с перевозкой (провозные и дополни­тельные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также дру­гие платежи, взимаемые с момента начала перевозки и до сдачи груза;

· инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;

· указание, на каких условиях осуществляется перевозка;

· сведения о транспортном средстве, на котором производится перевозка;

· время и, при необходимости, даты прибытия и убытия по пункту погрузки груза;

· даты и время прибытия и убытия по пункту разгрузки гру­за;

· подпись и штамп или печать отправителя;

· подпись и штамп или печать перевозчика;

· подтверждение получения груза (подпись и штамп или пе­чать получа-

теля).

Накладная должна быть оформлена не менее чем в трех эк­земплярах: 1-й – грузоотправителя; 2-й – получателя; 3-й – перевозчика.

В настоящее время в Республике Беларусь применяется то­варно-транспортная накладная формы ТТН-1 и товарная наклад­ная формы ТН-2.