Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Автомобильный транспорт

Система обозначения автомобильного подвижного состава

 

Система обозначения автотранспортных средств (АТС) состоит из марки, модели и модификации. Марка определяется по заводу-изготовителю или разработчику (буквенная информация), модель – в виде цифровой информации и модификация – в виде букв и (или) цифр. Модель определяется по назначению (типу кузова), размерности (полная масса, литраж или мощность двигателя, вместимость) или условно.

Для легковых автомобилей первые две цифры обозначают объем двигателя: 11 – до 1,2 литра; 21 – от 1,2 до 1,8; 31 – от 1,8 до 3,5 и 41 – более 3,5 литров.

В автобусах первыми двумя цифрами закодирована габаритная длина: 22 – до 2,5 м; 32 – от 6 до 7 м; 42 – от 8 до 9,5 м; 52 – до 10,5 м и 62 – более 10,5 м.

Специализированный грузовой подвижной состав приведен на рисунке 4.37, а прицепы и полуприцепы – на рисунке 4.38.

Для грузовых автомобилей первыми двумя цифрами кодируется полная масса и тип кузова. Их расшифровка приведена в таблице 4.3, а цифровое обозначение прицепов и полуприцепов – в таблице 4.4.

Т а б л и ц а 4.4 – Цифровое обозначение прицепов и полуприцепов (две первые цифры)

Типы прицепов

Прицепы

Полуприцепы

Легковые

81

91

Автобусные

82

92

Грузовые (бортовые)

83

93

Самосвальные

85

95

Цистерны

86

96

Фургоны

87

97

Специальные

89

99

Две последние цифры прицепов, полуприцепов кодируют полную массу. Цифры от 1 до 99 разбиты на пять групп:

I – от 1 до 24 – до 4 т;

II – от 25 до 49 – от 4 до 10 т;

III – от 50 до 69 – от 10 до 16 т;

IV – от 70 до 84 – от 16 до 24 т;

V – от 84 до 99 – более 24 т.

clip_image087clip_image089

clip_image091clip_image093

clip_image095clip_image097

clip_image099clip_image101

 
 

Рисунок 4.37 - Специализированный подвижной состав: а – фургон ОдАЗ-784,

б – фургон ТА-9, в – цементовоз, г – растворовоз PC-2,5, д – панелевоз КМ-2,

е – панелевоз НAMИ-790, ж – полуприцеп-цистерна для перевозки муки,

з – автомобиль для перевозки сжиженных грузов

clip_image103clip_image105

 
 

Рисунок 4.38 – Прицепы и полуприцепы: а – прицеп МАЗ-8926, б – прицеп МАЗ-886, в – полуприцеп-контейнеровоз ЧМЗАП-9985, г – полуприцеп МАЗ-5245

clip_image107clip_image109

Так, например, легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1,288 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ-2109, автобус с габаритной длиной 7,00 м, выпускаемый Павловским автобусным заводом – ПАЗ-3205, грузовой бортовой автомобиль-тягач полной массой 15,3 т, выпускаемый Камским автозаводом, – КамАЗ-5320.

МАЗ-54323 обозначает, что это автомобиль производства Минского автомобильного завода с максимальной разрешенной массой от 14 до 20 т (цифра 5), седельный тягач (цифра 4), модель – 32, модификация – 3; Mercedes-Benz-1838 – это производства фирмы Mercedes-Benz-AG с максимальной разрешенной массой 18 т и мощностью двигателя примерно 38·10 = 380 л. с.

Базовые модели автомобильных двигателей, их узлов и деталей обозначаются десятизначным цифровым индексом.

Первая цифра индекса определяет класс двигателя, связанный с его рабочим объемом (таблица 4.5).

Т а б л и ц а 4.5 – Классификация двигателей по рабочему объему (по ОН 025 270–66)

Рабочий объем , л

Класс

До 0,75

1

Свыше 0,75 до 1,2

2

–"– 1,2 –"– 2

3

–"– 2 –"– 4

4

–"– 4 –"– 7

5

–"– 7 –"– 10

6

–"– 10 –"– 15

7

–"– 15

8

Последующие цифры индекса обозначают номера базовой модели двигателя, его агрегатов, узлов и деталей.

До введения в действие ОН 025 270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующим образом: вначале ставилась марка – буквенное обозначение завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, Москвич и т.п.)., после нее через дефис – двух- или трехзначное цифровое обозначение. Например ГАЗ-52, Урал-375, полуприцеп ОдАЗ-885. При этом каждый завод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах. Так, например, Горьковский автомобильный завод использовал цифры от 10 до 100, ЗИЛ – от 100 до 200 .

Для модернизированной автомобильной техники и модификаций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двухзначное число. Например, МАЗ-200В, ЛАЗ-699Р, Москвич-412ИЭ, ЗИЛ-130-76.

В отечественной практике, связанной с классификацией АТС, постепенно начинают использоваться обозначения,принятые в международ­ных тре-

бованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (таблица 4.6).

Т а б л и ц а 4.6 – Классификация автотранспортных средств, принятая в Правилах ЕЭК ООН

Категория АТС

Тип АТС

Полная

масса, т

Примечание

М1

АТС с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

НР1

Легковые автомобили

М2

Те же АТС, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

До 5,0 т

Автобусы

М3

То же

До 5,0 т

Автобусы, в том числе сочлененные

N1

АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов

До 3,5 т

Грузовые автомобили, специальные автомобили

N2

То же

Свыше 3,5 до 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили

N3

–"–

Свыше 12,0

То же

O1

АТС без двигателя

До 0,75

Прицепы и полуприцепы

O2

То же

Свыше 0,75 до 3,5

То же

O3

–"–

Свыше 3,5 до 10,0

–"–

O4

–"–

Свыше 10,0

–"–

Примечание: 1 – не регламентируется

В качестве пояснений к таблице 4.6 следует отметить, что полная масса седельного автомобиля-тягача состоит из его массы в снаряженном состоя­нии, массы водителя и другого обслуживающего персонала, находящегося в кабине автомобиля, и части полной массы полуприцепа, которая передается на седельное устройство тягача. Полная масса полуприцепа состоит из его массы в снаряженном состоянии и грузоподъемности.

Применение в отечественной практике классификации АТС, принятой в Правилах ЕЭК ООН, обеспечивает единообразный и более удобный подход при рассмотрении технической документации на отечественные и зарубеж­ные автотранспортные средства.