Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Автомобильный транспорт

Производство автомобилей в годы Великой Отечественной войны

 

Во время Великой Отечественной войны производство легко­вых автомобилей и автобусов было остановлено. Заводы переклю­чились на выпуск танков, бронеавтомобилей, тягачей, на базе серий­ных автомобилей собиралась боевая транспортная техника. Горьковский автозавод в начале войны выпускал автомобили ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б (рисунок 4.12). На их базе собирали легковые бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б, автомобиль-амфибию ГАЗ-011, санитарные ав­тобусы ГАЗ-55. Московский автомобильный завод эвакуировал свои цеха на Волгу и Урал. Они стали базой будущих новых автозаво­дов – Ульяновского и Уральского.

clip_image024

Рисунок 4.12 – Автомобиль

ГАЗ-67Б – легковой вездеход

Автомобили отечественного производства обслуживали войска на всех фронтах Великой Отечественной войны, участвовали во всех бит­вах, эвакуации раненых и населения, перевозили боеприпасы и продовольствие. Автотранспортные подразделения оперативно исполь­зовались для выдвижения боевых соединений и частей к линии фронта, для перегруппировок войск. Например, только в июле 1941 г. автотранспортом было доставлено из Москвы в район Вязьмы шесть дивизий.

На Южном фронте во время напряженных боевых опе­раций на Днепре с августа по октябрь 1941 г. автомобили перевезли 24 дивизии. Огромную роль в обороне Ленинграда сыграла знаме­нитая Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера, свя­зывавшая блокадный город с Большой землей. На трассе протяжен­ностью 30км работало несколько тысяч автомобилей, которые до­ставили в Ленинград около 600 тыс. т грузов, прежде всего продо­вольствия, и эвакуировали в тыл более 700 тыс. горожан. В неко­торые дни по дороге проходило до 10 тыс. единиц различных тран­спортных средств.

Большой объем работы выполнил автомобильный транспорт за время наступательных операций 1943–1945 годов.

Опыт работы автомобильного транспорта в период Великой Оте­чественной войны наглядно показал, что обеспечить эффективное использование каждого транспортного средства можно лишь при форсированном развитии автомобильного транспорта общего поль­зования, укрупнении автотранспортных предприятий, усилении их материально-технической базы, внедрении достижений научно-тех­нического прогресса.

В конце войны автомобильная промышленность СССР перехо­дит на выпуск мирной продукции. Основными массовыми транспорт­ными средствами в первые послевоенные годы становятся: грузо­вой автомобиль Горьковского завода ГАЗ-51, модернизированный затем в ГАЗ-51А, автомобиль ЯАЗ-200-206-210 Ярославского автозавода, грузовой автомобиль ЗИС-150,

автобусы ЗИС-155 и ЗИС-127 Московского автозавода.

Начался выпуск и новых легковых автомобилей ГАЗ-20 "По­беда" (рисунок 4.13), ГАЗ-12, ЗИС-110, Москвич-400 (рисунок 4.14) на Московском заводе мало­литражных автомобилей (МЗМА) (сейчас завод имени Ленинского комсомола). Уже к 1949 г. выпуск автомобилей превысил довоен­ный уровень. Так, если в 1939 г. четыре завода (в Горьком, Ярослав­ле и два в

clip_image026

Москве) изготовляли 22 модели и модификации, то в 1954 г. уже 12 заводов выпускали до 43 наименований автомо­бильной техники.

Дальнейшее развитие автомобильной промышленности потре­бовало сущест-венной организационной перестройки, более эффек­тивной специализации и коопе-

рирования производства. В 1958–1960 гг.

clip_image028

организована широкая сеть заводов-смежников, что по­зволило специализировать заводы на выпуске машин определен­ных типов и даже отдельных агрегатов и узлов.

К середине 1965 года был выпущен 10-миллионный автомобиль. На заводах внедрялась новая техноло­гия, высоко-автоматизированные линии и специализированные стан­ки, были построены новые (в 1968–1972 годы в Тольятти и Ижев­ске) и

clip_image030

реконструированы действующие автозаводы, организованы производственные объединения "АвтоЗИЛ", "ГАЗ" и др., началось производство автомобильных двигателей в Уфе. В результате вы­пуск легковых автомобилей возрос с 344 тыс. в 1970 г. до 1239 тыс. – в 1976 г. Начался выпуск мощ­ных самосвалов на Белорусском автомобильном заводе для работы в карьерах (рисунок 4.15).

С целью снижения расхода энергетических ресурсов на автомобильном транспорте предусматривается дальнейший вы­пуск автомобилей с дизельными двигателями или работающих на более дешевом топливе – природном газе. В 1976 г. начал работу Камский автомобильный завод. Выпуск дизельных КамАЗов большой грузоподъемности (рисунок 4.16) за короткий срок значительно улучшил структуру грузового автопарка страны, спо­собствовал повышению эффектив- ности перевозок.

Рисунок 4.16 – КамАЗ-5320

clip_image032

Дальнейшее развитие в стране получает автобусостроение, ре­конструи-руются Павловский, Курганский, Ликинский заводы, развивается Рижский завод, выпускающий особо малые автобусы общего назначения. К концу одиннадцатой пятилетки 28 заводов выпускали свыше 350 моделей и модификаций автомобильной тех­ники, которая поставляется более чем в 80 стран мира.

Повышение качества продукции, дальнейшее расширение но­менклатуры выпускаемых изделий поставили перед автомобильной промышленностью ряд новых задач научно-технического характера. В середине 80-х годов принято решение о выпуске автомобилей на основе так называемой гибкой технологии. Она предусматри­вает широкое применение роботов, автоматизированных управ­ляющих комплексов, дает возможность оперативно, за два-три года, осваивать выпуск новых моделей и модификаций автомобилей без замены основного технологического оборудования. Такая тех­нология применяется и на московском автозаводе.

clip_image034clip_image036

На Волжском автозаводе был начат выпуск новой переднеприводной модели легкового автомобиля ВАЗ-2108 (рисунок 4.17), там же выпускался автомобиль повышенной проходимости для сельских дорог ВАЗ-2121 "Нива" (рисунок 4.18).

В послевоенные годы развернулось и дорожное строительст­во. За 1946–1950 годы в стране было построено около 16 тыс. км авто­мобильных дорог с твердым покрытием, что позволило к 1950 г. увеличить их протяженность по сравнению с довоенным периодом в 2,5 раза. Все это привело к значительному росту объема перево­зок грузов и пассажиров автомобильным транспортом.