Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Воздушный транспорт

Классификация аэропортов и воздушных трасс

Практическое значение классификации аэропортов состоит в том, что она позволяет установить на перспективу не менее 20 лет для каждого класса аэропорта технологические, строительные и эксплуатационные требования, предусмотреть в их проектных решениях прогрессивную технологию и оборудование для обслуживания перевозочных процессов и полетов воздушных судов. Только при этом условии новый или реконструи­руемый аэропорт ко времени ввода в действие всех предусмот­ренных проектом объектов будет соответствовать требуемым уровням развития авиационной техники и обслуживания пассажиров, отвечать требованиям безопасности и регулярности полетов и требованиям архитектуры.

В зависимости от назначения, аэропорты гражданской авиации разделяются на международные и местные. Отне­сение аэропорта к той или иной группе по назначению произ­водится в зависимости от того, по каким воздушным трассам осуществляются полеты из данного аэропорта.

Воздушная трасса – коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для вы­полнения полетов воздушными судами всех ведомств, обеспе­ченный трассовыми аэродромами и оборудованный средствами радионавигации, контроля и управления воздушным движени­ем. Воздушные трассы подразделяются на международные и местные воздушные линии.

К международным относят воздушные трассы, выделенные для выполнения международных полетов.

Местные воздушные линии – воздушные трассы, проложен­ные между населенными пунктами в пределах территориаль­ного управления (производственного объединения) гражданской авиации.

К международным относят аэропорты, выделенные для при­ема, выпуска и обслуживания воздушных судов, выполняющих международные полеты и имеющие пункты пограничного, тамо­женного и карантинного контроля.

К местным – аэропорты, в которых основной объем перевозок осуществляется по местным воздушным линиям (МВЛ).

Важным классификационным признаком является также объем пассажирских перевозок в аэропорту. За основу класси­фикации принимается годовой объем пассажирских перевозок (годовая интенсивность движения пассажиров), т. е. суммарное количество всех прилетающих и вылетающих в течение года пассажиров, включая и пассажиров, транзитных рейсов. В за­висимости от годового объема пассажирских перевозок аэро­порты делятся на пять классов (таблица 5.3).

Аэропорты с годовым объемом пассажирских перевозок бо­лее 10 млн человек относят к внеклассным аэропортам, а с годо­вым объемом перевозок менее 100 тысяч человек – к неклассифици­рованным.

Деление самолетов на группы используется только при про­ектировании зданий и сооружений аэропортов. Такая группи­ровка самолетов позволяет формулировать многие технологи­ческие, эксплуатационные и строительные требования к эле­ментам аэродромов, зданиям, сооружениям и оборудованию аэропортов, определяемые не каждым конкретным самолетом, а отдельной группой самолетов, близких по своим летно-техническим характеристикам.

Классификационные показатели аэропортов с течением вре­мени изменяются в соответствии с развитием авиационной тех­ники и увеличением потребностей народного хозяйства и насе­ления в воздушных перевозках.

При установлении классификационных показателей аэропор­тов прежде всего учитывают данные долгосрочного прогноза на перспективу не менее 20 лет объемов перевозок в целом по стране, отдельным экономическим районам и конкретным аэро­портам.

Классификационные показатели аэропортов в процессе раз­вития воздушного транспорта периодически пересматривается. Это обусловлено возрастающими потребностями воздушных перевозок, изменениями летно-технических характеристик само­летов, внедрением более прогрессивных планировочных схем аэропортов, совершенствованием систем навигации, посадки, УВД и другими факторами.