Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Воздушный транспорт

Планировка аэропорта

 

Для размещения современных аэропортов требуются значи­тельные по площади земельные участки. Например, для аэро­порта I класса требуется территория площадью 400-500 га. Некоторые внеклассные аэропорты имеют площадь до 1000 га и более. В пределах этой территории должно быть размещено с соблюдением установленных требований большое число функ­ционально связанных между собой зданий и сооружений.

Генеральный план – одна из важнейших частей проекта аэропорта, определяющая его расположение на местности, комплексное решение планировки и благоустройства территории, расположение на ней зданий, сооружении, транспортных ком­муникаций, инженерных сетей, оборудования систем управле­ния воздушным движением, радионавигации и посадки воздушных судов и организацию социально-бытового обслуживания. В генеральном плане сосредоточиваются результаты решения большого комплекса взаимосвязанных задач – технологических, градостроительных, архитектурно-строительных, санитарно-гигиенических, социальных, экологических, экономических. Гене­ральный план – один из исходных документов, на основе

ко­торого определяют сметную стоимость строительства (реконст­рукции) аэропорта и разрабатывают проект организации стро­ительства. Генеральный план аэропорта разрабатывают на топографи­ческой основе в масштабе 1 : 5000 на стадии технического про­екта, 1 :2000 – на стадии рабочих чертежей. Схема генерального плана аэропорта приведена на рисунке 5.20.

На генеральный план наносят проектируемые, существую­щие, реконст-

руируемые и подлежащие сносу здания и соору­жения; дороги всех видов, благоустройство и озеленение тер­ритории; площади для возможного расширения аэропорта (ес­ли это предусмотрено заданием на проектирование). На ген­плане помещают розу ветров. Генплан включает в себя поясни­тельную записку, содержащую краткую характеристику согла­сованного в установленном порядке участка для строительства, Обоснования принятых решений по компоновке генплана, тран­спорту, инженерным сетям, благоустройству территории и ос­новные показатели (площадь, занимаемая аэропортом, плотность застройки и др.).

Генеральный план аэропорта должен обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственных процессов в аэропорту, рациональное и экономное использование земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений. Исходя из этого общего положения генеральный, план аэропор­та должен удовлетворять требованиям:

1) обеспечения безопасности и регулярности полетов воз­душных судов. Реализация этого требования при проектирова­нии генпланов аэропорта достигается обоснованным выбором размеров элементов аэродрома (ЛП, РД, перронов, МС); огра­ничением высотных препятствий в пределах приаэродромной территории; ориентированием ЛП относительно направления господствующих ветров; взаимным размещением элементов аэродрома (например, взаимное удаление двух ВПП, РД и ВПП и т. п.); выбором местоположения аэродрома и направления ЛП относительно других ближайших аэродромов и др.;

clip_image040

 
 

Рисунок 5.20 – Схема типового генерального плана аэропорта: 1 – летное поле; 2 – ВПП; 3 – торцовые полосы безопасности; 4 – обочины; 5 – рулежные дорожки; 6 – места стоянок самолетов; 7 – перрон; 8 – аэровокзал; 9 – склад; 10 – гостиница; 11 – гараж; 12 – аэродромный двор; 13 – склад ГСМ; 14 – складская группа; 15 – железнодорожный подъездной путь; 16 – центральная котельная; 17 – столовая и магазин; 18 – пожарное депо и ВОХР; 19 – здание технической службы; 20 – склады ЛЭРМ; 21 – ангар ЛЭРМ; 22 – метеоплощадка; 23 – подъездная автодорога

2) функционально-технологическим. Каждое здание и соо­ружение предназначено для выполнения определенных техно­логических операций. Технологический процесс определяет, та­ким образом, функциональные связи между зданиями и соору­жениями. В генеральном плане аэропорта отражается вся сис­тема этой функциональной взаимосвязи. От того, как размеще­ны здания и сооружения на генплане, в значительной степени зависят условия, время и экономичность выполнения техноло­гических операций;

3) градостроительным. Эти требования учитывают разме­щение аэропорта относительно города и его функциональные связи с селитебными территориями и транспортными магист­ралями;

4) архитектурно-строительным. Реализация этого требова­ния находит отражение в унификации объемно-планировочных решений зданий и сооружений, формирующих аэропорт, в ис­пользовании типовых проектов, рекомендуемых примерных схем генпланов аэропортов, соблюдении строительных норм и правил проектирования генеральных планов;

5) санитарно-гигиеническим. Они предусматривают размещение аэропорта, зданий и сооружений на его территории учетом исключения вредного воздействия производства на здоровье людей, пребывающих в аэропорту и на санитарно-бытовые условия жизни населения в окрестностях аэропорта;

6) социальным. Они обеспечивают наилучшие условия пребывания пассажиров на территории аэропорта, труда и отдыха людей, работающих в аэропорту и проживающих в его окрестностях. При проектировании генпланов это находит отражение, например, в мероприятиях по благоустройству территории аэропорта, организации транспорта и пешеходного движения, создании системы социально-бытового обслуживания и др.;

7) экологическим. Эти требования обеспечивают охрану, наиболее полное восстановление и обогащение окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации аэропорта;

8) экономическим. Они обусловливают высокую экономическую эффективность принимаемых при проектировании генплана решений;

9) эстетическим. Эти требования обеспечивают архитектурно-художественную выразительность комплекса зданий и сооружений аэропорта.

При проектировании аэропорта все службы на его территории располагаются обычно в двух зонах – летной и служебной, кроме того, выделяется третья, жилая зона.

Летная зона включает в себя летное поле с взлетно-посадочными полосами, рулежные дорожки, полосы подхода, приаэродромную территорию, перроны, места стоянок самолетов.

Летное поле – это рабочая часть аэродрома, предназначенная для разбега самолетов при взлете и пробега их при посадке. Оно состоит из одной или нескольких летных полос. Поверхность летной полосы должна быть ровной или иметь уклон не более 2–3 о/оо. Летная полоса, расположенная по направлению господствующих ветров, называется главной летной полосой. Часть летной полосы, которая имеет искусственное покрытие, называется взлетно-посадочной полосой (ВПП). Длина ВПП составляет от 1500 до 3500 м, ширина – 60–80 м. Вдоль ВПП располагаются радио- и светотехнические средства, используемые для посадки самолетов ночью и днем при плохой видимости земли.

Рулежные дорожки (РД) предназначены для движения самолетов от ВПП к местам стоянок и перронам.

Местами стоянок самолетов (МС) называются специально оборудованные площади для хранения и технического обслуживания самолетов.

Часть территории аэродрома, примыкающая к летному полю (летной полосе) со стороны взлета и посадки самолетов, называется полосой подхода, или полосой безопасности, а примыкающая к боковым границам летной полосы – обочинами.

Приаэродромной территорией называется окружающая аэродром местность, на которой в целях безопасности полетов ограничивается высота зданий и сооружений. Воздушное пространство над ней называется приаэродромной зоной.

clip_image042

Воздушное пространство над аэродромом и приаэродромной территорией называется аэроторией. Схема использования аэротории приведена на рисунке 5.21. 

 
 

Рисунок 5.21 – Схема использования аэротории в районе летной зоны аэропорта: 1- летная полоса; 2 – полоса подходов; 3 – зона подходов (траектория взлета и посадки самолета); 4 – линия ограничения высоты препятствий в зонах подходов к аэродрому; 5 – линия горизонта летного поля

Служебная зона включает в себя: служебные здания для размещения служб аэропорта и летных подразделений, аэровокзал, здания и сооружения службы технической эксплуатации.

Жилая зона аэропорта объединяет территорию, где располагаются сооружения жилого, хозяйственного и культурно-бытового обслуживания личного состава аэропорта и летных подразделений и их семей.

Гидроаэропорты. Они оборудуются для обеспечения регулярных полетов гидросамолетов.

Гидроаэропорт имеет а к в а т о р и ю – водное пространство для взлета и посадки самолетов, и т е р р и т о р и ю для хранения и технического обслуживания самолетов, размещения служебных и технических зданий и других устройств.

Акватории устраиваются в виде круга, квадрата или нескольких летных полос, размеры которых зависят от типа гидросамолетов, общая длина – от 1500 до 3000 м, ширина 200–400 м при глубине акватории 1,5–4 м.

Авиаремонтные заводы – предприятия, обеспечивающие соответствующие виды ремонта одного или нескольких типов самолетов и вертолетов.

Парк летательных аппаратов состоит в основном из самолетов и вертолетов и является ведущим звеном воздушного транспорта.

С а м о л е т представляет собой аппарат тяжелее воздуха, полет которого становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателей и возникающей (при движении) под ее воздействием подъемной силы крыла. Каждый самолет состоит из планера, тяговых двигателей, шасси и комплекса агрегатов и приборов для обеспечения функционирования всех систем самолета и управления им.

В е р т о л е т – аппарат, подъем и полет которого осуществляется с помощью несущего воздушного винта с длинными лопастями, закрепленными на вертикальном валу.

Вертолеты по назначению подразделяют на пассажирские, грузовые, санитарные, сельскохозяйственные, пожарные, спортивные и другие.

Самолеты гражданского воздушного флота по назначению подразделяются на пассажирские, грузовые, учебные, спортивные и специализированные (для обслуживания различных отраслей народного хозяйства).

Различают самолеты по типу двигателей (поршневые, турбинные, турбореактивные), числу двигателей, их размещению, типу шасси (сухопутные, гидросамолеты, амфибии) и другим признакам.

Важнейшими технико-эксплуатационными параметрами летательных аппаратов является вместимость (для пассажирских) и грузоподъемность (для грузовых) самолетов, а также скорость и дальность полета. По скорости полёта различают самолеты дозвуковые, летающие со скоростями менее скорости звука (М), как правило, 0,8М, и сверхзвуковые, крейсерская скорость которых превышает число Маха (М = 1188 км/ч) – скорость звука в воздухе.

В зависимости от длительности беспересадочного полета (L) различают самолеты магистральных сообщений : дальние (L = 6000 км и более); средние (L = 2500…6000 км); ближние (L = 1000…2500 км); самолеты местных воздушных линий (L = до 1000 км).

Самолеты с взлетной массой более 75 т относят к I классу, от 30 до 75 т – ко II, от 10 до 30 т – к III и с массой менее 10 т – к IV классу.