Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Городской транспорт

Характеристика основных видов городского пассажирского транспорта

 

Примерный перечень учитываемых преимуществ и недостатков различных видов городского пассажирского транспорта приведен в таблице 7.1.

Для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава в эксплуатации создают специальные хозяйства: гаражи и стан­ции технического обслуживания для автотранспорта, трамвайные и троллейбусные депо, депо подвижного состава метрополитенов, ремонт­ные мастерские и заводы. В гаражах и депо производят хранение, техни­ческое обслуживание и небольшой по трудоемкости ремонт подвижного состава, на станциях техобслуживания – диагностику и техническое обслуживание, в ремонтных мастерских и на ремонтных заводах сосре­доточивают крупные плановые и случайные ремонты.

Мощность всех этих хозяйств определяется количеством используемого в транспортной системе подвижного состава, его пробегом и условиями эксплуатации. Затраты на техническое содержание и ремонт подвижного состава, свя­занные с поддержанием требующегося уровня его безотказности и ра­ботоспособности, являются важной статьей эксплуатационных расхо­дов, определяющей себестоимость пассажироперевозок и, следователь­но, рентабельность транспортной системы.

Чтобы работал транспорт, нужна энергия. Для этого необходимо оборудовать подвижной состав системой энергообеспечения. Совре­менный автотранспорт имеет тяговые установки с карбюраторными или дизельными двигателями внутреннего сгорания и потребляет различные виды топлива: легковой автотранспорт – в основном бензин, грузовой и автобусы – бензин, газ или дизельное топливо. Для обеспече­ния городского автотранспорта топливом и смазкой на транспортной сети создают сеть заправочных станций. Городской электрический транспорт (ГЭТ) приводится в движение тяговыми электрическими дви­гателями (ТЭД) и потребляет электрическую энергию.

Т а б л и ц а 7.1

Транспортные средства

Преимущества

Недостатки

Автобусы

Хорошая маневренность

Небольшие сроки вве­дения в эксплуатацию

Оперативность в изменении маршрутов

Возможность быстро организовать перевозки для разово возникших потреб­ностей в больших объемах перевозок

Небольшие первона­чальные затраты на освое­ние новых маршрутов

Большие эксплуата­ционные расходы

Повышенный уровень загрязнения окружающей среды

Большая степень напряженности труда водителя

Меньшая надеж­ность работы подвижного состава

Необходимость ежедневной заправки топливом

Метрополитен

Самая большая про­возная способность

Высокая скорость сообщения

Высокая точность и ре­гулярность движения

Высокая степень безопасности движения

Хорошие условия поездки для пассажиров

Гарантирована невозможность неоплаченной поездки

Быстрая посадка и высадка пассажиров

Высокая первона­чальная стоимость со­оружения

Большое расстояние между станциями 

 

Троллейбусы

Небольшие первоначальные затраты (но большие, чем у автобуса)

Отсутствие вредного воздействия на окружаю­щую среду

Необходимость сооружения устройств для электроснабжения

Излишнее загро­мождение пространства улиц

Ограниченная ма­невренность в движении

Трамваи

Относительно большая провозная способность

Низкая себестоимость перевозок

Большой срок службы подвижного состава

Простота управления трамваем (трамвайным по­ездом)

Низкая маневренность

Шумовое загрязнение окружающей среды

Значительные перво­начальные затраты

Невозможность обойти впереди стоящие (отказавшие в работе) трамваи

Загромождение ули­цы рельсовыми путями и электросетью

Автомобили

Высокая скорость со­общения

Доставка пассажира непосредственно к местам назначения

Комфортные условия поездки пассажиров

Большая маневренность

Относительно вы­сокая стоимость поездки

В часы пик затруднены вызов или посадка в пунктах стоянки автомобилей-такси

Малая вместимость

Большая трудоемкость перевозок

Современные виды ГЭТ – трамвай, троллейбус и метрополитены – имеют центра­лизованную систему электроснабжения, при которой подвижной состав получает электрическую энергию от районных распределительных пунктов городской энергосистемы через тяговые подстанции и тяговую сеть.

Различные виды энергоснабжения системно связаны с подвижным составом ГПТ не только по мощности и режимам работы, но и по ряду других

характеристик. С работой системы электроснабжения рельсового ГЭТ свя-ны, например, токи утечки в землю, разрушающие городское подземное хозяйство (трубопроводы водопровода и канализации, газо­проводы, оболочки кабелей различных сетей и др.). Величина токов утеч­ки при прочих равных условиях зависит от распределения подвижного состава по транспортной сети. Использование установленной мощности тяговых преоб­разовательных подстанций ГЭТ определяется мощностью и схемами соединения ТЭД поездов, режимами их работы и частотой движения.

Организацией движения называют систему планирования движения и контроля за движением поездов на транспортной сети (соблюдением расписания), а также соответствием выпуска подвижного состава на линию фак­тическому пассажиропотоку. В задачу организации движения входит устранение нарушений расписания движения (отклонений движения от заданного графика) и в некоторых случаях приведение выпуска в соот­ветствие с отклонениями фактических пассажиропотоков от плановых. Она определяет регулярность следования, скорость сообщения подвижного состава на маршрутах, качество пассажироперевозок и все основные технико-экономические показатели ГПТ. Необходимый со­став технических средств организации движения и соответственно вкладываемые в них затраты определяются в конечном счете мощно­стью осваиваемых пассажиропотоков. В городах с большим объемом пассажироперевозок и разветвленной маршрутной сетью в настоящее время создают автоматизированные и автоматические системы органи­зации движения.

Основным показателем, определяющим системную связь устройств ГПТ, является пассажиропоток (объем осваиваемых пассажироперево­зок). Величина пассажиропотоков, их распределение по направлениям, колебания во времени и другие параметры определяют основные характеристики маршрутной сети, выбор вместимости подвижного состава, частоту движения, мощность системы энергоснабжения и сис­тему организации движения. Важное технико-экономическое значение имеет соотношение капитальных затрат в элементы систем ГПТ – под­вижной состав, путевые устройства, системы энергоснабжения, устрой­ства организации движения. Системы ГПТ, отличающиеся большой долей затрат на путевые сооружения и связанные с ними устройства, характеризуются низкой маневренностью, поэтому их рассчитывают на весьма длительный срок эксплуатации. Проектирование их требует особенно точного и надежного прогнозирования. Примером таких городских транспортных систем является метрополитен. Системы ГПТ, у которых основные капиталовложения приходятся на подвижной со­став, отличаются высокой маневренностью и легкой приспосабливаемостью к изменениям пассажиропотоков. Примером таких транспорт­ных систем является автобус и в несколько меньшей степени троллейбус, которые используют, в частности, для транспортного обслуживания районов новостроек, так как они не требуют длительного освоения.