Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Проектирование тормозных систем автомобиля

Проектирование тормозных систем автомобиля 

 

Основные сведения о тормозных системах

 

Назначение

         Тормозные системы (ТС) предназначены для:

         - снижения скорости движения автомобиля;

         - обеспечения полной остановки автомобиля;

         - удержания автомобиля в неподвижном состоянии во время стоянки.

Законодательные требования к тормозным системам

         Тормозная система автомобиля должна соответствовать требованиям, предъявляемым следующими нормативными документами:

         - Правила ЕЭК ООН №13 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения";

         - ГОСТ 22895-77 "Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования".

Типы тормозных систем

         В соответствии с национальными и международными регламентирующими документами принято выделять следующие типы тормозных систем:

         - рабочая тормозная система (РТС);

         - запасная тормозная система;

         - стояночная тормозная система;

         - вспомогательная тормозная система;

         Рабочая тормозная система должна позволять водителю замедлять автомобиль с различной интенсивностью, снижать скорость движения и останавливать его в обычном режиме эксплуатации.

         Запасная тормозная система позволяет водителю уменьшать скорость движения с различной интенсивностью и останавливать его при неисправности рабочей тормозной системы.

         Стояночная тормозная система позволяет удерживать автомобиль в неподвижном состоянии на наклонной поверхности и при отсутствии водителя.

         Вспомогательная тормозная система (замедлитель) позволяет водителю поддерживать скорость движения автомобиля или уменьшать её на протяжённых дорожных спусках; применяется на грузовых автомобилях и автобусах.  

Классификация транспортных средств

         В соответствии с Директивой ЕС 71/320 ЕЭС и Правилами ЕЭК ООН №13 все транспортные средства в отношении торможения подразделяются на категории L, M, N и О. Транспортные средства с числом колёс менее 4 относятся к  категории L, таб. 1. 

 

Таблица 1

Транспортные средства категории L

 

Класс

Расположение и число колёс

Объём двигателя,

см3

Максимальная скорость, км/ч

L1

2

£50

£50

L2

3

£50

£50

L3

2

>50

>50

L4

3 1)

>50

>50

L5

3 2)

>50 3)

>50

 

1) Колёса асимметричны относительно продольной оси транспортного средства.

2) Колёса симметричны относительно продольной оси транспортного средства.

3) Транспортные средства полной массой £ 1000 кг

 

         К категориям M и N относятся транспортные средства для перевозки людей (М) или грузов (N), имеющие не менее 4 колёс либо три колеса и полную массу свыше 1000 кг, таб. 2 и 3.

 

Таблица 2

Транспортные средства категории М

 

Класс

Число сидячих мест

(с местом для водителя)

Полная масса,

кг

М1

1…9

не регламентируется

М2

>9

<5000

М3

>9

>5000

 

Таблица 3

Транспортные средства категории N

 

Класс

Полная масса, кг

N1

£3500

N2

3500…12000

N3

>12000

 

         Прицепные и полуприцепные транспортные средства относятся к категории О, таб. 4.

 

Таблица 4

Транспортные средства категории О

 

Класс

Полная масса, кг

О1 1)

£750

О2

750…3500

О3

3500…10000

О4

>10000

 

1) Только одноосные прицепные транспортные средства

 

            Требования к категориям транспортных средств в отношении торможения

         Транспортные средства категории L должны быть оборудованы двумя независимыми тормозными системами.

         Транспортные средства, начиная с классов М2 и N2, должны быть  оборудованы антиблокировочными системами (АБС). На автомобилях классов М3 и N3 может быть установлена вспомогательная тормозная система (обязательна для автобусов, относящихся к категории М3 и имеющих полную массу свыше 10000 кг).

         Рабочая тормозная система для прицепов класса О1 не обязательна. Транспортные средства категории О2 должны иметь рабочую тормозную систему непрерывного или полунепрерывного действия, либо инерционную  систему (кроме полуприцепов). Начиная с класса О2, для транспортных средств обязательны рабочая и стояночная тормозная система, причём допускаются совместные компоненты. Некоторые типы прицепных транспортных средств, начиная с класса О3, должны быть оборудованы АБС.