Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Специализированный транспорт: подвижные заправщики, рефрижераторы и автопоезда - фургоны

ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ЗАПРАВКИ

 

Назначение и основные типы

 

Все подвижные средства заправки (ПСЗ) являются специализированными автомобилями и предна­значены для приема, транспортирования, временного хранения, выдачи нефтепродуктов. Они отличаются тем, что способны заправлять нефте­продуктами различные виды наземной техники в различных условиях эксплуатации.

В полевых условиях в качестве ПСЗ могут применяться:

• передвижные автозаправочные станции (ПАЗС);

• автомобили-топливозаправщики (АТЗ);

• механизированные заправочные агрегаты (МЗ)

ПАЗС предназначены для заправки автомобилей в условиях эксплуатации по автомобильным дорогам I, II, III, IV и V категорий, АТЗ - для заправки колесных и гусеничных машин при эксплуатации по дорогам с щебеночным покрытием и по бездорожью, а МЗ — для заправ­ки машин в условиях сельскохозяйственного производства.

Все ПСЗ могут быть использованы для заправки автомобилей в полевых и особых условиях. Выбор ПСЗ зависит от природно-клима­тических и дорожных условий, типов автомобилей и условий их экс­плуатации.

В связи с многофункциональностью ПЗС должны отвечать требо­ваниям, предъявляемым к машинам, работающим на нефтебазах, вы­дающим и перекачивающим нефтепродукты, производящим заправку различных видов наземной техники и требованиям дорог, к авто­транспортным средствам, перевозящим опасный груз класса 3

Передвижные автозаправочные станции

 

ПАЗС предназначены для заправки наземной техники, а также для транспортирования и временного хранения топлива. ПАЗС представля­ет собой автомобиль-, прицеп-, полуприцеп-цистерну, которые, допол­нительно оснащаются насосно-измерительной установкой, состоящей из насоса, газоотделителя, фильтра, счетчика, дозирующего устройства и раздаточного рукава с раздаточным краном и бензоэлектрическим агре­гатом.

Большое распространение получили ПАЗС-4611 на шасси автомо­биля ЗИЛ-130-76 и ПАЗС-8636 на ходовой части прицепа ГКБ-817, из­готавливаемые Грабовским заводом специализированных автомобилей.

На ПАЗС-4611 для выдачи топлива применено оборудование топливораздаточной колонки типа КЭД-40-05 с питанием электродвигателя для привода насоса от бензоэлектрического агрегата АБ-1-Т/230 или от внешней сети с напряжением 220 В.

Оборудование со счетно-раздаточным устройством для выдачи то­плива (рис. 4.1) размещено в заднем отсеке автозаправочной станции, а пульт управления - в кабине водителя.

 

clip_image002 

Рис. 4.1. Принципиальная технологическая схема ПАЗС-4611: I - масляный бак; II- цистерна; III - задний отсек;

IV - пневмогидроклапан; 1 - шаровой муфтовый кран; 2 — фильтр; 3 — электродвигатель; 4 — насос; 5 — газоотделитель; 6 — об­ратный клапан; 7 - измеритель объема выдаваемого топлива; 8 - индикатор; 9 - раздаточ­ный кран;10 - вентили 

Для дистанционного управления узлом выдачи топлива отсечное устройство снабжено датчиком электрических, импульсов, которые по­ступают на пульт после выдачи каждого литра топлива. За 2-3 л до окончания выдачи дозы с пульта подается сигнал на снижение расхода топлива. После выдачи заданной дозы происходит автоматическое от­ключение электродвигателя. Заправка малых доз топлива может произ­водиться насосом вручную.

Цистерны выполнены из стали с антикоррозионным цинковым по­крытием, калиброванные. Для компенсации температурного расшире­ния топлива внутри горловин смонтированы расширительные емкости. Крышки оборудованы двумя мерными линейками для определения на­личия топлива в цистерне, дыхательными клапанами и отсечным уст­ройством.

Масляный бак выполнен из листовой углеродистой стали, тепло­изолирован пенопластом ФРП-1 и расположен между кабиной водителя и цистерной. В зимних условиях масло может подогреваться отрабо­тавшими газами двигателя автомобиля.

Для удобства эксплуатации ПАЗС-4611 и ПАЗС-8636 оборудованы лестницами и площадками, запасные части и принадлежности размеще­ны в шкафах, ящиках и пеналах.

Силовое электрооборудование состоит из бензоэлектрического аг­регата АБ-1-Т/230 (рис. 4.2) штепсельного разъема РШ28-23 с кабелем, щитка с блоком предохранителей и выключателя освещения. Бензоэлектри­ческий агрегат состоит из двигателя внутреннего сгорания с воздушным охлаждением марки 2СД-В, генератора трехфазного тока и блока управления. Агрегат размещают на выдвижной раме, установленной между кабиной водителя и цистерной.

clip_image004 

Рис. 4.2. Бензоэлектрический агрегат:1 - регулятор оборотов; 2 - воздухофильтр;3- кожух; 4 - рычаг дросселя; 5 - карбюра­тор; 6 - проходной кран; 7 - стакан; 8 - пробка горловины; 9 - горловина; 10 - кнопка возбуждения; 11 - вольтметр; 12 - выключатель нагрузи; 13 - ручка регулирования на­пряжения; 14 - амперметр; 15-частотомер; 16-планка; 17-каркас;18-тяга дросселя

В настоящее время ОАО «ГрАЗ» изготавливает ПАЗС на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов с номинальной вместимостью цистерны от 5700 до 30000 л.

ПАЗС используются в местах стоянок автотранспорта, на автотрас­сах, для заправки автомобилей и другой техники в полевых условиях, а также на территории заправочного пункта.

Предприятия, которым подчиняются ПАЗС, разрабатывают схему размещения мест работы (стоянок) ПАЗС, маршруты их движения: гараж — место получения нефтепродуктов - стоянка (место работы) - гараж.

Эксплуатация ПАЗС осуществляется в соответствии с инструкцией, разработанной на основании следующих документов:

инструкции по эксплуатации автомобиля, прицепа;

правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности для водителей-заправщиков ПАЗС;

правил технической эксплуатации АЗС (ЗП);

правил, технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потре­бителей (ПТЭ и ПТБ).

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей (прицепов) ПАЗС выполняют в соответствии с инструкцией согласно графику,утвержден­ному главным инженером (директором) предприятия. Обслуживание и ремонт проводят рабочие соответствующих профессий под руководством механика или другого специалиста, на которого приказом возложено ис­полнение этой обязанности.

На ПАЗС, кроме документации, определенной «Правилами перевоз­ки опасных грузов автомобильным транспортом» должна быть следующая документация:

• свидетельство о регистрации транспортного средства;

• инструкция по охране труда и техники безопасности;

• накладная на получение топлива;

• паспорт качества и сертификат соответствия на топливо;

• документы регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах; «должностная инструкция»;

• формуляр на топливо и раздаточный агрегат;

• техническое описание топливораздаточного устройства;

• паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;

• паспорта и инструкции для шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла;

• сменный отчет;

• журнал учета ремонта оборудования;

• лицензия, разрешающая отпуск нефтепродуктов через ПАЗС за наличный расчет.

При работе на ПАЗС должны строго выполняться требования техни­ки безопасности и пожарной безопасности.

Каждая ПАЗС должна быть укомплектована:

специальным оборудованием и инструментом;
одиночным комплектом запасных частей;

мерником образцовым II разряда вместимостью 10 л, двумя огне­тушителями: одним - для тушения пожара на транспортном сред­стве, другим - для тушения пожара при загорании перевозимого нефтепродукта;

кошмой (асбестовым полотном);

индивидуальной медицинской аптечкой;

средствами для сбора и ликвидации разлившегося нефтепродукта.

За работу ПАЗС персональную ответственность несет руководитель предприятия, в ведении которого она находится.