Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Нормативное обеспечение безопасности полетов и предотвращение происшествий

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

 

Деятельность авиации строится на основе законов и нормативных положений, большинство из которых направлены на поддержание или повышение безопасности полетов. Сказанное имеет особое отношение к регулярному воздушному транспорту, на котором достигнуты уровни безопасности полетов, равные наземному общественному транспорту. Такой подход, часто именуемый нормативным обеспечением безопасности полетов, является неотъемлемым элементом деятельности авиации.

ИКАО подготовлено руководство по предотвращению авиационных происшествий, которое оказывает большую помощь государствам, не имеющим комплексных программ по предотвращению происшествий. Предотвращение авиационных происшествий следует рассматривать в специализированном плане: «Оно должно предусматривать мероприятия, дополняющие существующие процедуры обеспечения безопасности или организационные меры, принимаемые в государствах или в ИКАО в таких областях, как летная годность, эксплуатация воздушных судов, выдача свидетельств личному составу, профессиональная подготовка, связь и т.д.» Таким образом, упомянутая деятельность отличается от традиционного нормативного обеспечения безопасности полетов в том, что она связана с активными поисками аварийных факторов, которые необходимо устранять или избегать. Это решение легло в основу Руководства и изложенных в нем концепций.

Вследствие вышесказанного, понятие предотвращения авиационных происшествий излагается в настоящем Руководстве в качестве комплекса мер, дополняющих традиционную практику обеспечения безопасности полетов, принятую правительствами, изготовителями, эксплуатантами и т.д. Естественно, существует много позиций, с которых можно рассматривать авиационную безопасность и предотвращение летных происшествий, и изложенная здесь точка зрения отражает лишь одну из них.

Значение терминов

Аварийный фактор: любое условие, явление или обстоятельство, которое может привести к происшествию.

Инцидент: любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность его эксплуатации.

Предотвращение авиационных происшествий: выявление и устранение или уклонение от аварийных факторов.

Риск: последствия парирования аварийного фактора.

В своем младенчестве авиация была сферой деятельности одиночек, в которой не существовало никакой организованной системы обмена информацией по вопросам безопасности. Однако первая мировая война дала толчок к созданию крупномасштабной авиационной промышленности. Авиация превратилась в один из видов национальных ресурсов, и были введены военные критерии оценки ее деятельности и надежности. Вкладывались крупные средства в приобретение воздушных судов, и процессы стандартизации, утверждения и модификации существующих конструкций летательных аппаратов в свете опыта их эксплуатации вошли в традицию и стали частью авиационной индустрии. Такой подход к проектированию, строительству и эксплуатации воздушных судов во многом сохраняется и сегодня.

После 1945 года невиданный рост гражданской авиации потребовал расширенного участия правительств. Нормативные органы столкнулись с необходимостью интенсификации процессов контроля в таких областях, как проектирование, производство и эксплуатация. На протяжении всех этих лет ИКАО играет важную роль в координации и международной стандартизации такой деятельности.

Успешная работа любого вида транспорта в значительной степени определяется уровнем удобства, скорости, экономии и безопасности, которые он обеспечивает. Быстрый рост воздушного транспорта свидетельствует о том, что он в целом оправдывает ожидания общественности в этих областях.

На рисунке 1 показывается один из примеров, используемых в ИКАО методов подачи данных о происшествиях на регулярном воздушном транспорте. Диаграмма показывает количество погибших пассажиров регулярных авиалиний с 1960 года в расчете на 100 млн. пассажирокилометров.

clip_image002

Приведенная диаграмма свидетельствует о существенном повышении безопасности. С точки зрения пассажира полеты на регулярных авиалиниях сегодня гораздо безопаснее, чем в 1960 году. Однако в период с 1975 по 1980 год количество погибших оставалось примерно на одном и том же уровне, указывая тем самым на возможное достижение предела эффективности традиционных методов нормативного обеспечения безопасности полетов. Из этого следует, что для дальнейшего сохранения количества происшествий, вероятно, необходимы различные методы и программы, подобные тем, которые излагаются в настоящем Руководстве.

В рисунок 1 не включены данные о нерегулярных перевозках и авиации общего значения. В последние годы количество погибших при нерегулярных перевозках было значительно больше, чем на регулярных авиалиниях. Однако сюда входят все типы и категории нерегулярных служб, связанных с совершенно иными эксплуатационными условиями. Так, в тех случаях, когда нерегулярные перевозки осуществляются теми же видами воздушных судов и по тем же маршрутам, что и на регулярных авиалиниях, разница в количестве погибших значительно меньше. Количество же погибших в авиации общего назначения существенно больше, чем на регулярных авиалиниях.

Говоря о высоком уровне безопасности, достигнутом в последнее время регулярными авиалиниями, не следует забывать о том, что большинство происшествий могли бы быть предотвращены. Это говорит о том, что во многих случаях предусмотренные меры безопасности могли быть недостаточными, или же они нарушались, либо просто игнорировались.

Задача на будущее состоит в разработке более совершенных методов и программ предотвращения происшествий, поскольку вопросы борьбы с наиболее очевидными и легкопреодолимыми аварийными факторами в основном решены, по крайней мере авиалиниями. Последующий прогресс авиационной техники будет сопряжен с появлением новых аварийных факторов. Поэтому в целях дальнейшего сокращения количества происшествий, это следует учитывать при проведении мероприятий по предотвращению происшествий.

Авиационные происшествия приводят к потере жизненно важных факторов, и в первую очередь, людей и оборудования. Вместе с тем точная оценка фактической стоимости летного происшествия является довольно сложной задачей. С финансовой точки зрения они могут быть исключительно дорогостоящими, учитывая выплату компенсации, стоимость воздушного судна и неблагоприятные последствия огласки. Социальный ущерб является менее ощутимым: горе, вызванное утратой родственников или друзей, а также убытки, которые несет общество в результате потери своих квалифицированных в профессиональном и высоко ценимых в личном плане членов, не поддается количественному измерению.

Любое повышение авиационной безопасности требует совместных усилий всех факторов индустрии, включая руководство, летный состав, инженеров, производителей и правительственные учреждения. Каждому из них принадлежит жизненно важная роль, и отсутствие любого неизбежно делает задачу более сложной, а ее решение менее успешным.

В прошлом мероприятия по обеспечению выполнения нормативных положений в целях повышения авиационной безопасности были обычно настолько успешны, что считались единственно необходимым методом работы. Однако в последние годы в области предотвращения происшествий не было достигнуто каких-либо существенных успехов. Это позволило сделать вывод о необходимости дополнительных мер по предотвращению авиационных происшествий, не имеющих «нормативного характера».


Необходимость проведения программ по предотвращению авиационных происшествий, дополняющих традиционные нормативные мероприятия в области безопасности полетов, обосновывается также следующими соображениями:

- происшествия продолжают случаться, несмотря на существование и выполнение многочисленных правил и положений;

- лица, причастные к происшествию, как правило, с неохотой сообщают изобличающую их информацию организации, проводящей расследование и входящей в состав нормативного органа. А такая информация может иметь решающее значение для окончательного понимания обстоятельств случившегося и, следовательно, для разработки превентивных мер;

- занимающиеся расследованиями организации, входящие в состав нормативного органа, иногда вскрывают недостатки в работе самого такого органа, что может порождать:

· Конфликты интересов;

· Кризис доверия

· Возможности для вмешательства в вопросы предоставления информации в области авиационной безопасности.

Такие особенности признаются все более широко, и ряд государств стали уделять возросшее внимание, не связанным с наказаниями мерам по предотвращению происшествий в дополнение к процедурам нормативного обеспечения авиационной безопасности.