Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Основы авиационной картографии - самолетовождение

САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ

 

 

 Самолетовождение — это наука о точном, надежном и безопасном вождении воздушных судов из одной точки земной поверхности в другую. 

Под самолетовождением понимается также комплекс действий экипажа са­молета и работников службы движения, направленных на обеспечение безопас­ности, наибольшей точности выполнения полетов по установленным трассам (маршрутам) и прибытия в пункт назначения в заданное время. 

Основными задачами экипажа самолета гражданской авиации при осуществ­лении самолетовождения являются: 

1.  Точное выполнение полета  по установленной трассе   (маршруту). 

2.  Определение навигационных элементов, необходимых для выполнения по­лета по установленному маршруту или поставленной специальной задачи (фото­графирование, сбрасывание груза и др.). 

3.  Обеспечение прибытия самолета к   пункту назначения и    выполнение по­садки на аэродроме в заданное время. 

4.  Обеспечение безопасности полета. 

Для решения указанных задач экипаж использует современные технические средства самолетовождения, которые подразделяются по месту расположения, по характеру использования и по принципу действия. 

По месту расположения технические средства делятся на самолетные (бортовые) и наземные, а по характеру использования — на автоном­ные и неавтономные. Автономными называются такие средства, применение которых не требует специального наземного оборудования. Неавтономны­ми называются средства, которые выдают информацию на основе их взаимодей­ствия с наземными устройствами. 

По принципу действия технические средства самолетовождения делятся на четыре группы: 

1.  Геотехнические средства самолетовождения, основанные на измере­нии различных параметров естественных   (геофизических)   полей Земли. К этой группе  относятся  магнитные компасы,  барометрические  высотомеры, указатели воздушной  скорости,  термометры   наружного  воздуха, часы,   гирополукомпасы, дистанционные гиромагнитные и гироиндукционные компасы, курсовые системы, авиагоризонты, указатели поворота, оптические визиры, навигационные индика­торы, инерциальные системы и др. Большинство из этих средств устанавливает­ся на всех самолетах и используется в любом полете; они применяются также при пользовании другими техническими средствами самолетовождения. 

2.   Радиотехнические средства самолетовождения, основанные на  из­мерении   параметров  электромагнитных   полей,   излучаемых   специальными   уст­ройствами, находящимися на борту самолета или на земле. К ним относятся: са­молетные радиокомпасы и связные радиостанции, радиовысотомеры, самолетные радиолокационные станции, доплеровские измерители угла сноса и путевой ско­рости, наземные радиопеленгаторы, приводные и радиовещательные станции, ра­диомаяки, радиомаркеры и наземные радиолокаторы. 

Самолетное радионавигационное оборудование и наземные радиотехнические устройства образуют системы самолетовождения. По дальности дей­ствия последние делятся на системы дальней навигации (свыше 1000 км), ближ­ней навигации до 1000 и системы посадки самолетов.

Радиотехнические средства широко применяются при выполнении полетов на больших высотах, над морем, безориентирной местностью, в сложных метео­рологических условиях и ночью, а также при заходе на посадку. 

3.  Астрономические средства  самолетовождения, основанные на  ис­пользовании небесных светил. К этой группе средств относятся астрономические компасы,  авиационные секстанты  и  астрономические  ориентаторы. 

Преимуществом астрономических средств является их автономность, помехо­защищенность и независимость точности их работы ни от дальности, ни от про­должительности полета. Они могут применяться в любое время суток и в любом месте Земного шара для выдерживания направления полета и определения ме­стонахождения самолета. 

4.  Светотехнические    средства    самолетовождения,    основанные    на использовании бортовых или наземных источников света. К этой группе средств относятся  светомаяки,  прожекторы, огни посадочных  систем,    пиротехнические (дымовые шашки, пирофакелы и др.), ориентирные бомбы и знаки. Они облег­чают ведение ориентировки и посадку самолетов в сложных метеорологических условиях и ночью. 

Кроме рассмотренных технических средств, для самолетовождения экипаж использует полетные и бортовые карты, штурманские счетно-измерительные ин­струменты, различные графики и таблицы. 

Современные самолеты оснащены такими техническими средствами самоле­товождения, которые обеспечивают выполнение полетов в различное время су­ток, над любой местностью и в любых метеорологических условиях. 

В настоящее время средства самолетовождения развиваются по пути их автоматизации с максимально возможным освобождением экипажа от различ­ных операций и штурманских расчетов. 

Разнообразные технические средства самолетовождения, имеющиеся в рас­поряжении экипажей самолетов гражданской авиации, при умелом их исполь­зовании позволяют выполнять полеты точно по заданному маршруту и обеспе­чивать прибытие самолета в пункт назначения в заданное время. 

Основой успешного самолетовождения является комплексное применение технических средств, которое заключается в том, что самолетовождение осуществ­ляется с помощью не одного какого-либо средства, а нескольких. При этом ре­зультаты навигационных определений, полученные с помощью одних средств, уточняются с помощью других средств. Такое дублирование исключает возмож­ность допущения грубых ошибок, повышает точность и надежность самолетовож­дения. 

Для решения задач самолетовождения штурман должен выбирать такое сочетание средств из имеющихся в его распоряжении, которое в данной навига­ционной обстановке обеспечит наибольшую точность и безопасность полета. 

Для правильного решения вопросов комплексного применения технических средств самолетовождения необходимо знание принципов работы тех или иных средств, их возможностей и способов использования для решения различных навигационных задач. 

Авиационная техника и технические средства самолетовождения непрерыв­но развиваются. Современные самолеты оснащаются автоматизированными на­вигационными комплексами, значительно повышающими точность, надежность и безопасность самолетовождения. Широкое применение получают системы для автоматического самолетовождения по маршруту и для автоматического захо­де на посадку. 

Для эксплуатации современных самолетов и самолетов ближайшего буду­щего нужны высококвалифицированные пилоты и штурманы, глубоко знающие теорию и в совершенстве владеющие практикой самолетовождения.