Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Безопасность самолетовождения. Штурманская подготовка и правила выполнения полета

   БЕЗОПАСНОСТЬ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ.

  ШТУРМАНСКАЯ  ПОДГОТОВКА И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА 

 

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ  БЕЗОПАСНОСТИ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ 

 

Требования  безопасности самолетовождения 

 

Обеспечение безопасности полета является одной из главных задач самолетовождения. Она решается как экипажем, так и службой движения, которые обязаны добиваться безопасно­сти полета каждого самолета даже в тех случаях, когда приня­тые для этого меры повлекут за собой нарушение регулярности или снижение экономических показателей полета. 

Безопасность самолетовождения означает предотвращение слу­чаев: 

1)   столкновений самолетов   с наземными   препятствиями   и  с другими самолетами в полете; 

2)   потери ориентировки; 

3)   попаданий  самолетов  в  зоны  с особым  режимом  полета; 

4) попаданий самолетов в районы с опасными для полетов метеоявлениями. 

 

Безопасная высота полета и ее расчет 

 

Одним из важнейших требований безопасности самолето­вождения является предотвращение столкновений самолетов с земной поверхностью или препятствиями. Основным способом ре­шения этой задачи в настоящее время является расчет и выдер­живание в полете безопасной высоты по барометрическому высо­томеру. 

Безопасной высотой называется минимально допусти­мая истинная высота полета, гарантирующая самолет от столкно­вений с земной (водной) поверхностью или препятствиями. 

Минимально допустимые истинные безопасные высоты уста­новлены НПП ГА для полетов в зоне взлета и посадки, по воз­душным трассам и маршрутам вне трасс, а также в районе под­хода. Минимальные безопасные высоты определены как для ви­зуальных полетов, так и для полетов по приборам в зависимости от рельефа местности, скорости полета, допустимых отклонений в пилотировании, а также возможных вертикальных отклонений от заданной высоты полета в турбулентной атмосфере. 

Для полетов по приборам и для визуальных полетов установ­лены определенные правила расчета и выдерживания безопас­ных высот полета. 

Расчет безопасной высоты полета по давлению 760 мм. рт. ст. Безопасная высота по давлению 760 мм рт. ст. рассчитывается при полете на эшелоне, когда шкалы давлений барометрических высотомеров установлены на отсчет, равный 760 мм рт. ст. Такой расчет производится по минимальной истинной безопасной высоте, абсолютной высоте наивысшей точки рельефа с учетом искус­ственных препятствий на данном участке трассы, минимальному атмосферному давлению и температуре воздуха (рис. 8.1). 

При расчете безопасной высоты учитываются как постоянные элементы, так и переменные (атмосферное давление и темпера­тура воздуха). Поэтому он должен выполняться перед каждым по­летом и обеспечивать пролет самолета на установленной мини­мальной истинной безопасной высоте относительно самого высо­кого препятствия- на данном участке трассы над точкой с мини­мальным давлением. 

Безопасная барометрическая высота по давлению 760 мм рт. ст. рассчитывается по формуле 

Н760 без = Н без.ист + Нp — Δ Нt+ (760 — Н прив.мин ) · 11, 

где Н без. ист — установленное  значение минимальной истинной безопасной высоты для полетов по правилам полетов по приборам (по ППП); Н р — абсолютная высота наивысшей точки рельефа местности с учетом высоты искусственных пре­пятствий на данном участке трассы в пределах установленной ширины полосы. При полетах по воздушным трассам и марш­рутам вне трасс по ППП рельеф и препятствия учитываются в полосе по 25 км в обе стороны от оси трассы (маршрута);

 

clip_image002

 

Рис. 8.1. Расчет безопасной высоты полета по давлению 760 мм рт. ст.

 

 

Рприв.мин—минимальное атмосферное давление по маршру­ту (участку) полета, приведенное к уровню моря; ΔHt— мето­дическая температурная поправка высотомера, которая учи­тывается по навигационной линейке; 11 — барометрическая ступень в метрах у земли, соответствующая изменению давле­ния на 1 мм рт. ст. 

Для полетов по трассам и маршрутам вне трасс по правилам полетов по приборам установлены следующие минимальные ис­тинные безопасные высоты (вне зависимости от скорости само­лета): 

1.  Над равнинной, холмистой    местностями и водными прост­ранствами Hбез. ист = 400 м. 

2.  Над горной местностью с высотой    гор до 2000 м Hбез. ист  = 600 м. 

3.  Над   горной   местностью    с   высотой   гор   более   2000 м Hбез. ист =1000 м 

Характер местности принято определять по относительному превышению рельефа, которое представляет собой разность меж­ду наибольшей и наименьшей высотами рельефа, расположен­ными в радиусе 25 км. 

Равнинной называется местность с относительными превы­шениями рельефа не более 100 м, холмистой — не более 500 м и горной — более 500 м. К горной относится также мест­ность с различными относительными превышениями рельефа, расположенная на высотах 2000 м над уровнем моря и более. 

Рассмотрим порядок расчета безопасной высоты по давлению 760 ммрт. ст. на примере. 

Пример.   Нр1 = 890 м;  Нр2 = 200м;   t0= —10°; Pприв.мин = 750 мм. рт. ст. Определить H760без. 

Решение. 1. Определяем характер местности и допустимую минималь­ную истинную безопасную высоту полета. В данном примере местность горная; 

Hбез. ист = 600 м. 

2.  Определяем абсолютную безопасную высоту полета: 

Hабс.без = Hбез.ист + HР = 600 + 890 = 1490 м. 

3.   Определяем  температуру воздуха  на  полученной  высоте  и   исправляем высоту на методическую температурную поправку. 

Температуру воздуха на высоте полета получают по фактическим данным вертикального зондирования атмосферы или определяют по температуре на земле и вертикальному температурному градиенту. 

tH = t0 — 6,5°·H км = — 10° — 6,5·1,5 = —20°. 

Исправление высоты на методическую температурную поправку производят на НЛ-10М. Для этого ромбический индекс подводят по шкале 7 на отсчет, равный алгебраической сумме температур на земле и на полученной абсолют­ной высоте. Затем против абсолютной безопасной высоты, взятой по шкале 8, читают по шкале 9 исправленную высоту. Получаем: t0 + tH = —30°; Ниспр = 1630 м.

4. Находим барометрическую поправку к высоте и определяем безопасную барометрическую высоту относительно изобарической поверхности с давлением 760 мм рт. ст. 

H760 без= Hиспр + (760 —Рприв.мин) ·11 = 1630 + (760 — 750)·11 = 1630 + 110 = 1740 м.