Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Конструкция вертолетов: Система управления, силовая установка и гидросистема

Система управления

Конструктивно-кинематические схемы управления вертолёта

 

Для создания сил и моментов, необходимых для заданного движения вертолета используется система управления.

Система управления вертолета состоит из четырех основных каналов. Они разделяются на управление общим шагом (управление подъёмной силой по вертикальной оси), циклическим шагом несущего винта (продольное и поперечное управление) и путевое управление (поворот относительно вертикальной оси).

Управление общим шагом лётчик осуществляет при помощи рычага, расположенного слева от него. Управление циклическим шагом несущего винта производится с помощью ручки управления установленной в кабине. Непосредственно лопасти несущего винта меняют свои углы установки при помощи кинематического механизма автомата перекоса. Путевое управление производится с помощью педалей. На вертолёте одновинтовой схемы путевое управление предназначено для изменения общего шага рулевого винта.

На большинстве существующих вертолётов применяется механическая система управления. Такие системы обладают высокой надежностью, но обладают большой массой, значительным количеством деталей, сложной регулировкой резонансных характеристик и рядом других недостатков. На новых летательных аппаратах чаще используются электрические дистанционные системы. Такие системы лишены многих недостатков. Долгое время они не внедрялись вследствие не очень высокого уровня надежности. В настоящее время уровень надежности доведен до приемлемого состояния.

Типовая схема механической системы управления одновинтового вертолета показана на рисунке 69. Для управления двигателями, тормозом несущего винта, остановом двигателей и пожарными кранами в кабине размещаются ручки вспомогательного управления.

В каналах управления вертолетом могут быть установлены гидроусилители, загрузочные и триммерные механизмы. Гидроусилители управления несущего винта устанавливаются, как правило, на главном редукторе. Таким образом, обеспечивается большая жесткость узлов крепления усилителей, которая необходима для исключения явления резонансов в системе управления.

clip_image002

Рисунок 69. Типовая схема механической системы управления одновинтового вертолета.

1 – педали, 2, 3 – ручки управления циклическим шагом и тормоза несущего винта, 4 – рукоятки управления остановом двигателей, 5, 6 – тросовая проводка управления рулевым винтом и стабилизатором, 7 – гидроусилители системы управления несущим и рулевым винтом, 8 – тросовая проводка тормоза несущего винта, 9 – дифференциальный механизм, 10 – раздвижная тяга, 11 – ручки раздельного управления двигателями, 12 – рычаг управления общим шагом, 13 – рукоятки управления пожарными кранами.

Если в системе управления используется тросовая проводка, то она может быть дублирована, что повышает ее надежность.

На рисунке 70 показана кинематическая схема управления соосного вертолета. Системы продольного и поперечного управлений связывают ручку циклического шага с автоматами перекоса. Система путевого управления соединяет педали путевого управления с лопастями несущего винта и рулями направления хвостового оперения. При этом поворот осуществляется изменением углов установки верхнего и нижнего несущих винтов.

clip_image004

Рисунок 70. Система управления соосного вертолета Ка – 26.

1, 2, 3, 5 – гидроусилители поперечного и продольного управления, управления общим и дифференциальным шагом; 4 – тросовая проводка управления рулями вертикального оперения