Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Городское население и его транспортное обеспечение

Городское население и его транспортное обеспечение

 

Никто не станет возражать, что городской план должен быть удобным для жизни в городе. И, вероятно, именно самоочевидность этой истины отвлекала и продолжает отвлекать планировщиков от задачи конкретизации идеи удобства плана. Удобство плана понимают так, что в городе должно быть децентрализовано обслуживание не уникального типа, т.е. по возможности, равномерно распределены по его территории: школы, амбулатории, магазины, универмаги, бани, кино и прочие подсобные элементы обслуживания; в отношении других элементов обслуживания – театры, вокзалы, парк культуры, музеи, общегородские учреждения и прочие – такая децентрализация невозможна, да и была бы напротив, неудобной, так как каждое из учреждений этого рода являются объектом пользования всего населения и в равной мере. Далее, город считают удобным, если он располагает хорошо налаженным городским транспортом, т.е. транспортом быстрым, комфортабельным и дешевым. Всё это в достаточной степени тривиально, и, как видим, слишком поверхностно связано с существом планировочной проблемы, то есть самой идеей построения плана каждой конкретной планировочной обстановке.

А между тем, очевидно, что различные территории, вследствие близости или дальности своего расположения относительно жизненных центров тяготения, будут  всегда неодинаково удобными; что могут быть более и менее удобные районы города, районы особенно популярные и, наконец, районы вовсе не популярные, наполнение которых жителями происходит вынужденно вследствие того, что более удобные районы не развиты соответственно шире. Как нужно планировать город, чтобы его композиции отмечали удобству этого рода? И, прежде всего, в чём это удобство состоит? Как пожелают граждане города расселиться? Допустимо ли и, главное, осуществимо ли, любое расселение по какому либо произвольному правилу? Что ориентирует расселение – труд, быт, отдых? Характерно, что все эти вопросы даже и не ставятся. А между тем очевидно, что это одна из основных планировочных и при том узловых проблем, так как она явно связана с композицией плана, с построением сети городских улиц, организации городского транспорта, и, наконец, с дифференциацией плотности заселения по отдельным частям городской территории.

Что расселение является функциональной планировочной задачей в не меньшей, а в несравненно большой мере, чем даже определение проектного населения города, - должно быть признано одной из основных методологических аксиом планировки.

Отрицание этого положения означает отказ даже от постановки вопроса о введении научных приемов определения начертания уличной сети, составляющего одну из важнейших и несомненно методологически центральную задачу планировки. Действительно, дорога к научно - техническому методу расчета транспортной системы улиц города лежит только через задачу расселения, ибо очевидно, что если вообще возможно произвести расчетным путем определение системы улиц, как некой транспортной системы, то, разумеется, только при совместном соблюдении трех условий:

1. известно, куда направлены потоки движения (что всегда известно в итоге планировки);

2. известно – откуда движутся эти потоки и

3. известен – физический объем этих потоков.

На последние два вопроса и дает ответ расселение.

Задача расселения остается важнейшей планировочной задачей даже и в том случае, если возможность, или значимость расчета уличной сети отрицается вовсе. Но и в этом случае остаётся в сущности та же, уже всеми признаваемая задача – установить, на- сколько планировочное решение города отвечает задачам движения.

К этому надо добавить, что, как увидим ниже, последовательное развитие этих идей является весьма инструментальным в том смысле, что даёт количественный метод решения композиционных задач плана, чего не в состоянии (по крайней мере, до настоящего времени) сделать иные многочисленные планировочные критерии и идеи, носящие, по преимуществу, качественный характер и поэтому способные, как правило, лишь в той или иной мере ограничивать возможные планировочные решения.