Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Городское население и его транспортное обеспечение: продолжение

 Число поездок

 

 

Априорный расчет числа поездок на жителя в гол, предпринимавшийся многократно, совершенно условен и никакой ценности не представляет. Поэтому статистика – единственный правильный метод в этом случае. К сожалению, и она, как показывает прилагаемый график  рис. 35, дает достаточно разнокалиберный материал.

clip_image001

Как бы то ни было, не подлежащее сомнению обстоятельство заключается в том, что число поездок на одного жителя в год возрастает с ростом города и по-видимому, стремится к некоторому пределу. Относительно причин этого возрастания часто применяются непродуманные объяснения. Говорят о «патриархальности» жизни малого города и богатстве культурных центров притяжения в больших городах.  Если же учесть, что увеличение поездок в большом городе составляет в год, примерно 200 поездок, то станет ясным, что подобного рода объяснения не в состоянии  объяснить столь большого роста числа поездок. С нашей точки зрения, в больших городах  потому больше ездят, что все расстояния  больше, следовательно коммуникации соответственно труднее. Мы увидим сейчас, что это вполне качественно и количественно объясняет фактически наблюдаемый рост поездок с возрастанием городов. Действительно, трудность сообщений в городе со средней дальностью поездки clip_image002 по (31) выражается так, если V – скорость сообщения:

                                                  clip_image003децибел.                                                           (71)

Поэтому отношение числа поездок в двух разных городах

                                                            clip_image004  .                                                   (72)

Так как в малых городах с населением порядка 100 тыс. человек, средняя дальность поездки (см. рис.30) порядка 2 км, в больших же городах она порядка 4 км, скорость же сообщения в обоих случаях порядка 12 км/час, то по (72):

clip_image005,

т.е. примерно то, что наблюдается  в действительности.

Теперь мы можем дать эмпирическую формулу числа поездок на жителя в год. Так как крупные города изучены гораздо лучше мелких, то за исходное мы примем число поездок, среднюю дальность поездки и скорость сообщения в крупных городах типа Ленинграда, для которого принимаем n=550 жит/год, a= 4 км, V= 12 км/час. Тогда по (72) найдем число поездок на жителя в год в любом другом вполне оборудованном транспортом городе:

                                                                        clip_image006 .                                             (73)

Так как и среднюю дальность поездки и скорость сообщения мы умеем определять по параметрам города, то формула эта вполне оперативна. При clip_image007км и V= 12 км/час она даст n=230 поездок на жителя в год.

В большом городе, следуя выражению для средней дальности поездки (63), получим по (73):

                                           clip_image008                                           (74)

Зависимость числа поездок от скорости сообщения в большом городе чисто формальна. Рис. 29 показывает, что  в действительности средняя дальность поездки почти пропорциональна скорости сообщения, поэтому по (73) число поездок в большом городе практически не зависит от скорости сообщения.

Для очень малых городов формула (73) непригодна. По ней мы получим, что город с максимальным расстоянием R=4 км, имеющий среднюю дальность поездки    clip_image009км и скорость сообщения V= 10 км/час, вообще не нуждается в транспорте (n в этом случае оказывается равным 0).

Нам остается произвести разделение общего числа поездок на жителя в год – на трудовые и культурно-бытовые поездки. Сделать это легко, так как  определение числа трудовых поездок не представляет затруднений. Действительно, число трудовых передвижений на 1 активного равно удвоенному числу трудовых дней в году, т.е. 280*2=560 передвижений, что в переводе на 1 жителя (коэффициент неактивности 1,75) составит 320 передвижений. Но выше установлено, что на  транспорт ложится примерно 30% всех трудовых передвижений, что составляет 95 трудовых поездок на жителя в год. Мы примем, за округлением, 100 трудовых поездок на жителя в год. Это число трудовых поездок является максимальным и свойственно большому городу, когда общее число поездок равно 550. Трудовые поездки составляют, следовательно, около 18% всех поездок.