Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности

Организация транспортной работы при осуществлении внешнеэкономической деятельности

 

Классификация внешнеторговых транспортных операций

В процессе осуществления внешнеэкономической деятельности возникает необходимость осуществления сложного и специфического комплекса транспортных операций, связанного с перемещением огромных масс разнообразных товаров на значительные расстояния из сферы производства в сферу потребления.

Транспортные операции в международном товарообмене следует рассматривать в их взаимной связи и логичной последовательности в системе «производство - внешняя торговля - транспорт - потреб­ление».

При этом произведенный продукт на определенных стадиях превращается в товар, затем в груз, затем снова в товар, который реализуется заказчиком.

Транспортные операции - неотъемлемая и составная часть внешнеторговых операций. Под внешнеторговыми транспортными операция­ми следует понимать комплекс экономических и финансовых воздей­ствий, технических и технологических мер и юридических действий, связанных с перемещением товара с территории страны продавца на территорию страны покупателя.

В свою очередь, сам процесс перемещения груза в сфере междуна­родного товарообмена, транспортные операции, возникающие при этом, накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения продавца и покупателя в процессе реализации внешнеторговой сделки.

Выбор базисных условий поставки во многом определяется наибо­лее приемлемыми видом транспорта и способом перевозки товара. Кроме того, переход рисков от продавца на покупателя товара в меж­дународных договорах купли-продажи связан и фиксируется какой-либо определенной транспортной операцией.

Содержание и объем транспортных операций во внешней торговле определяются условиями поставки товаров в договорах купли-продажи (базис поставки) и характером внешнеторговых перевозок грузов.

Характер внешнеторговых транспортных операций - это совокупность отличительных черт и особенностей транспортных операций, классифицируемых по какому-либо существенному признаку.

Признаки классификации и виды внешнеторговых транспортных операций

1) Международные и внутренние. Правового понятия «внешнеторговая перевозка» не существует. В зависимости от того, по каким перевозочным документам оформляется договор перевозки, она может быть де-юре международной или и внутренней.

Под международными перевозками, или международными сообщениями, понимаются перевозки грузов между двумя и более странами, особенностью которых является наличие «иностранного элемента», т.е. груз в соответствии с договором перевозки следует за границу. Понятие «международная перевозка» отличается от понятия «внешнеторговая перевозка».

Внешнеторговая перевозка указывает на ее характер (экспорт или импортная). Она может совпадать по месту и времени с международной в случае заключения международного договора перевозки и транспортировки товара из пункта отправления товара в одной стране в пункт назначения в другой. При этом такая перевозка должна быть оформлена международными транспортными документами.

Внешнеторговая перевозка может частично не совпадать по времени с международной в случае, если экспортный или импортный груз доставляется от поставщика до пограничного или другого пункта и наоборот по внутренним документам. Например, экспортный товар может быть завезен в морской или речной порт автомобильным транспортом по внутренней накладной.

Но международные перевозки не всегда бывают внешнеторговыми. К международным относятся также перевозки грузов иностранных владельцев, осуществляемые транзитом через территорию страны (транзитные перевозки) или на морских и речных судах между иностранными портами, воздушным транспортом через территорию других стран. Международными, но не внешнеторговыми считаются пере­возки грузов некоммерческого характера, например выставочных и яр­марочных грузов, оборудования для киносъемок, спортивного инвен­таря для участия в соревнованиях и пр., а также гуманитарной помощи.

2) Грузовые и пассажирские. В зависимости от предмета транспортных операций перевозки могут быть грузовыми, пассажирскими, почтовыми или багажными.

3) По видам транспорта. В зависимости от вида транспорта, участву­ющего в транспортировке, перевозки могут быть железнодорожными, водными (морскими или речными), автомобильными, воздушными, трубопроводными или смешанными, в которых принимают участие два и более видов транспорта.

4) Перевозочные документы. Формы перевозочных документов определяются видом транспорта а точнее, теми нормативными актами (внутренними или международными), в соответствии с которыми заключаются договоры перевозки грузов (конвенции, соглашения, правила, кодексы, уставы и пр.). На железнодорожном, автомобильном и речном транспорте основным перевозочным документом является накладная. На морском транспорте перевозка может быть оформлена по коносаменту, чартеру или, очень редко, по накладной. Документами воздушной перевозки являются накладная и чартер. При смешанных перевозках нормативные формы перевозочных документов не установлены, однако чаще всего оформляется так называемый сквозной коносамент, покрывающий весь маршрут транспортировки груза.

В зависимости от возложенных на транспортный документ функций он может быть оборотным и необоротным. К необоротным транспортным документам относятся накладные и чартеры. Оборотными чаще всего являются коносаменты и сквозные коносаменты.

5) Транспортная характеристика товаров. Внешнеторговые грузы принято различать в зависимости от транспортной характеристики то­вара.

Все грузы можно отнести к двум категориям - сухие и наливные. Сухие грузы, в свою очередь, подразделяют на навалочные, т. е. перевозимые навалом (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты) и генеральные. Термин «генеральные» (от англ. general - основные) являeтcя внешнеторговым. Транспортники к таким грузам относят штучные, тарно-штучные, тарно-упаковочные, т. е. перевозимые с подсчетом количества мест (станки, оборудование, товары народного потребления, автомобили и пр.). Товары, перевозимые наливом, - нефть и продукты ее переработки, жидкие химические грузы, растительные масла, жиры, вино и др. Навалочные, насыпные и наливные грузы имеют только одну метрическую характеристику - или массу, или объем. По генеральным грузам в перевозочных документах, кроме того, указывается количество мест.

6) Регулярные и нерегулярные. Внешнеторговые перевозки следует классифицировать в зависимости от их периодичности на регулярные и нерегулярные.

7) Виды тарифов. Внешнеторговые перевозки подразделяются в за­висимости от вида применяемых тарифов. Принципы формирования тарифных и фрахтовых ставок на разных видах транспорта различны.

При морских перевозках основной принцип формирования тарифов и фрахтов — скорость движения судна. Поэтому они формиру­йся на основе нормированной ставки тайм-чартерного эквивалента - затрат судовладельца на использование судна в течение одних суток.

При железнодорожных перевозках применяются покилометровые тарифы по регрессионной шкале, исчисляемые за тонну или вагонную партию перевозимого груза.

При автомобильных перевозках провозные платежи формируя путем умножения ставки за перевозку всего груза в автомобиле на фактическое расстояние перевозки.

При воздушных перевозках применяется зонный принцип формирования тарифов. Для смешанных перевозок устанавливаются единые тарифы, базирующиеся на уровне тарифов и фрахтов, действующих на отдельных видах транспорта.

8) Порядок прохождения границы. Внешнеторговые перевозки классифицируются в зависимости от порядка прохождения границы на перегрузочные и бесперегрузачные.

9) Транспортно-технологические системы ТТС. Внешнеторговые перевозки разделяются по видам применяемых транспортно-технологических систем. Различают контейнерную, пакетную, паромную, лихтерную, трейлерную, ролкерную, с использованием судов смешанного («peка-море») плавания и другие ТТС.

10) Место завершения перевозки. Внешнеторговые перевозки могут быть классифицированы в зависимости от того, завершаются ли они в соседней стране или нет, на соседские, транзитные, кольцевые.

11) Прямые и непрямые сообщения. Внешнеторговые перевозки в зависимости от вида сообщений подразделяются на прямые и не­прямые.

Пол прямой понимается перевозка одной партии груза несколькими видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения по одному договору перевозки, по одному перевозочному документу, по одному сквозному тарифу. При соблюдении некоторых дополнитель­ных условий прямые перевозки именуют интермодальными. Все ос­тальные перевозки считаются непрямыми.

12) Особые условия перевозок. Существуют перевозки внешнеторго­вых грузов, осуществляемые на особых условиях.

К таким относятся скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные, длинномерные, негабаритные и другие грузы.

13) Транспортные операции и внешнеторговая сделка. Транспортные операции во внешнеэкономических связях можно классифицировать следующим образом: операции, предшествующие реализации внешне­торговой сделки, возникающие в процессе ее реализации и после реа­лизации сделки.

К первой группе основных транспортных операций относят прежде всего анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки грузов в том или ином международном регионе, проработку транспортного фактора и транспортных условий и включение их в договоры купли-продажи, планирование транспортных расходов на ос­нове методов транспортной логистики, включая выбор вида транспор­ты, способа перевозки, маршрута следования, экспедитора, перевозчи­ка, оператора и т. д.

Во время реализации внешнеторговой сделки транспортные операции включают планирование внешнеторговых перевозок, заключение договоров перевозки и транспортной экспедиции и их оформление, подготовку товара к транспортировке, подготовку необходимой транспортной и товаросопроводительной документации, заключение договора транспортного страхования груза, организацию контроля за продвижением груза, расчеты продавца или покупателя с перевозчиком, таможенные, пограничные, санитарные, карантинные, ветеринарные операции и др.

После завершения внешнеторговой сделки должны быть произведены окончательные расчеты за транспортные и экспедиторскиеуслуги, могут возникнуть споры между покупателем и перевозчиком, покупателем и страховщиком и др.

14) Состав участников. Чаще всего транспортные операции исполняются перевозчиками - фирмами, основным видом деятельности которых является транспортировка грузов; экспедиторами - транспортными посредниками, основным видом деятельности которых является исполнение услуг, связанных с перевозкой грузов; операторами смешанной перевозки - фирмами, принимающими на себя обязательства по доставке груза несколькими видами транспорта через несколько пунктов перевалки и хранения, но по одному договору на исполнение всех услуг. Реже транспортные операции исполняют транспортные посредники - агенты, брокерские фирмы, лизинговые компании и пр. Бывают случаи, когда транспортные операции осуществляют сами участники внешнеторговой сделки — продавцы или покупатели. Однако при этом они выступают и как перевозчики, и как экспедиторы, и как операторы, обслуживающие собственный внешнеторговый товарооборот.

15) Место исполнения. Транспортные операции могут осуществляться в различных пунктах: на складе производителя товара, у продавца, на таможенном терминале, в пункте отправления, в пути следования груза, в пунктах перевалки груза с одного вида транспорт другой, на пограничных пунктах, в портах, аэропортах, у покупателя, у фактического получателя товара.

16) Внутренние и внешние операции. К внутренним транспортным операциям предприятий внешнеэкономического комплекса, осуществляемым нафирмепродавца или покупателя, относятся подготовка планов перевозок,ихучет, контроль и анализ, проработка транспортных условий в договорах купли-продажи, расчет транспортной составляющей в контрактной цене товара исходя из оптимального выбора вида транспорта, маршрута перевозки и т. д.

К внешним относятся операции, связанные с организацией взаимоотношений между предприятиями и организациями, осуществляющи­ми внешнеэкономическую деятельность, и транспортными фирмами, т. е. когда продавцы или покупатели вступают в определенные взаимо­отношения с транспортными организациями. К внешним операциям относятся: заключение договоров на транспортное обслуживание, со­гласование тарифов и фрахтов, условий транспортировки товара, рас­четы за перевозку груза, передача (прием) товара перевозчику и др. Указанные операции для перевозчика составляют так называемую ком­мерческую эксплуатацию транспорта.

17) В своей стране или за рубежом. В зависимости от места проведе­ния транспортные операции могут быть подразделены на операции, осуществляемые в стране продавца, в стране покупателя и на террито­рии транзитных стран.