Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Специальные виды международных транспортных операций

 

Специальные виды международных транспортных операций

 

 

Основы организации транспортно-экспедиторского сервиса. Виды транспортно-экспедиторских операций

 

 

Рынок транспортных услуг (составной частью его является рынок экспедиторских услуг) с коммерческой точки зрения в настоящее время можно разделить на три уровня. На первом находятся покупатели (заказчики) транспортных услуг - грузоотправители, грузополучатели и грузовладельцы, на втором – экспедиторы, являющиеся посредниками в продаже транспортных услуг,  но в то же время организующие и контролирующие полностью или частично логистическую цепь доставки грузов, на третьем - перевозчики (дороги, пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и т.д.) и предприятия транспортной инфраструктуры, осуществляющие погрузку, выгрузку, хранение, передачу на другие виды транспорта, ремонт подвижного состава и т.д.

Также экспедиторы выполняют следующие функции: оформление заявок на грузовые перевозки по всем видам оперативного планирования и контроль за их удовлетворением, оформление необходимых транспортных, таможенных и других документов, контроль за подачей подвижного состава и ходом выполнения плановых объемов перевозок, оплата дополнительных транспортных или других услуг, слежение за транспортными и грузовыми единицами в процессе перевозки.

Стратегия маркетинга предполагает неизбежность для экспедиторов   предложения на транспортном рынке индивидуальных "пакетов" (комплексов) услуг с целью охвата как можно более широкого круга клиентуры. Необходима концентрация не на чистой конкуренции цен, а на конкуренции комплексов экспедиторских услуг, включая консультационные по нормативным транспортным документам, а также касающихся правового регулирования торговых сделок, взаимодействия с таможенными органами  и другими субъектами, являющихся составными элементами логистических систем.

 

Опыт функционирования экспедиторских компа­ний показал, что с экономико-организационной точки зрения грузовладельцу выгоднее иметь дело с экспеди­тором, занимающимся сбором и доставкой грузов до разных мест назначения, предлагающим единый тариф более низкий, чем у перевозчика, на всю перевозку в целом, и отвечающим за перевозимые грузы в течение всего процесса перевозки, чем с несколькими компаниями-перевозчиками, относящимися к разным видам транспорта и предоставляющими услуги на огра­ниченных маршрутах, входящих в сферу деятельности этих компаний. Соответственно экспедиторская компания, используя логистический подход, повышает экономическую эффектив­ность перевозки груза.

Таким образом, с созданием логистической системы транспортно-экспедиционные фирмы берут на себя функции, которые предшествуют   транспортировке или следуют за ней. Промышленные фирмы освобождаются от несвойственных им функций (упаковка, складирование, определение оптимального варианта транспортировки и т.п.). Экспедиторы выкупают груз у поставщиков, освобождая их тем самым от забот о распределении груза, и становятся своеобразными распределительными центрами. Такая технология обслуживания позволяет транспортно-экспедиционным фирмам и промышленным предприятиям работать в едином ритме, что помогает преодолеть сбои в производственном процессе из-за задержки доставки грузов.

Экспедиторы вследствие различных причин (технической вооруженности,   экономических условий, квалификации работников, характера взаимоотношений с перевозчиками или предприятиями транспортной инфраструктуры и других) оказывают услуги по-разному, образуя тем самым рынок экспедиторских услуг, являющийся составной частью рынка транспортных услуг, на котором заказчик в зависимости от перечисленных факторов имеет возможность выбрать наиболее устраивающего его исполнителя.

При этом маркетинговыми исследованиями, связанными с поиском   платежеспособных клиентов, занимаются сами экспедиторы, избавляя от   связанных с этим забот соответствующие структуры перевозчиков.

В функции экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке: затаривание; упаковка; заключение договора с перевозчиком на транспортировку груза и планирование необходимых транспортных средств; оценка экономичности доставки груза до места назначения; выбор наиболее рациональных путей доставки и видов транспорта. Он несет ответственность за организацию грузовых работ, хотя и не ведет их сам, готовит необходимые транспортные и товаросопроводительные документы, осуществляет расчеты с перевозчиком; в отдельных случаях ведет контроль за продвижением товара до получателя.