Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Государственное и муниципальное управление и регулирование в транспортной системе

      Государственное и муниципальное управление и регулирование в транспортной системе

 

 В современных условиях любое государство формирует государственную экономическую политику (ГЭП) или условия хозяйствования, осуществляет государственное регулирование экономики (ГРЭ) и государственное управление экономикой (ГУЭ). В зависимости от отрасли хозяйствования государство с различной степенью вмешивается  в экономику.  

 В ходе экономической реформы, в результате формировaния новых собственников посредством разгосударствления (приватизации) собствен-ности и образования новых организационно-правовых форм и типов предприятий происходит формирование рынка и системы управления и регулирования, в том числе управления транспортной системой (ТС) и транспортным комплексом (ТК) России и их регулирования.

 ТС составляют предприятия и объекты транспортного комплекса, подведомственные Министерству транспорта Российской Федерации (Минтранс России, Минтранс РФ), предприятия и объекты, подве-домственные Министерству путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ), другим ведомствам и собственникам.

       Развитие рыночных отношений в России, изменение системы отраслевых (территориальных и хозяйственных) связей, интеграция России в мировую экономическую систему предопределяют возрастание роли транспорта и  требуют создания высокоэффективных транспортных грузопроводящих и пассажирообслуживающих систем. Все более актуальной для произ-водителей и потребителей продукции становится задача удовлетворения их потребностей, в частности, ускорения оборота материальных ценностей. От своевременного и качественного удовлетворения потребностей пассажиров в транспортных услугах во многом зависит социальная стабильность в стране.

  Происходящие сейчас изменения в ТС еще раз подтверждают важ-нейшие закономерности зависимости производства от управления и наоборот:

– зависимость цели и результата управления транспортом от учета потребностей потребителей;

– зависимость системы управления от собственности на транс-портную продукцию и транспортные средства. Эти и другие закономерности проявляются, в частности, в воздействии производства на управление.

Произошедшие структурные преобразования на транспорте и в том числе, в организационно-правовых формах собственности, а значит, и в системе управления привели к изменениям и образованию новых органов управления ТС:

1. На муниципальном уровне:

– муниципальных — в городах, районах и поселках.

2. На региональном уровне:

– территориальных — в субъектах Федерации;

– федеральных (отраслевых) — на территории: администраций морских портов (АМП); отделений российской транспортной инспекции (ОРТИ) и др.;

      3. На федеральном уровне:

      в ТКгосударственных служб: речного и морского флота (ГСРФ и ГСМФ соответственно), автомобильного, воздушного транспорта, дорожного хозяйства (САТ, ГСГА, ГСДХ); департамента российской транспортной инспекций (ДРТИ) и других органов управления входящих в состав Министерства транспорта РФ;

на железнодорожном транспортеМПС и т.д..

Система управления ТС находится во взаимосвязи с другими управ-ляющими системами и подсистемами (государства, местного самоуправления и т.д.). Поэтому управление ТС России следует рассматривать как единый самостоятельный субъект управления, в то же время связанный с системой управления России.

Появившиеся вновь понятия субъекта собственности, хозяйствования, предпринимательства, управления имуществом, регулирования деятель-ности, создания рыночных условий хозяйствования требуют своего уточнения применительно к ТС и ТК России.

В данном пособии термины и понятия рассматриваются так, как они трактуются в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, хотя и не всегда бесспорно.

То, на что следует обратить внимание: важные закономерности и термины, наименование предприятий и способы воздействия на них и др. выделено полужирным курсивом.

Перечисленные и другие проблемы и закономерности формирования системы управления ТС  будут рассматриваться, по видам транспорта. В работе анализируются процессы формирования собственности, некоторые вопросы формирования новых типов предприятий и объединений, их опыт работы в России и за рубежом, некоторые регулирующие и управленческие воздействия, государственные органы исполнительной власти и управления видом (видов) транспорта по уровням.