Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Экономические основы функционирования предприятия морского транспорта в условиях рынка

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предмет и роль курса "Экономика предприятия морского транспорта"

На всех этапах развития экономики основным звеном являлось предприятие. Имен­но на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосред­ственная связь работника со средствами производства.

Современная рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимо­действия спроса и предложения, а в конечном счете, производителей и покупателей. Он состоит из большого числа разнообразных производственных, финансовых, ком­мерческих и информационных структур, взаимодействующих в рамках принятого в стране правового законодательства.

В толковании сущности "экономика предприятия" следует исходить, прежде все­го, из установления места и роли предприятия в решении основной экономической про­блемы.

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в ее реализации. Дело в том, что оно не только производит продук­цию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая заня­тость населения, начисляет заработную плату, решает социальные проблемы и т.д.

Выплачивая налоги, оно участвует в содержании государственных органов и под­держании социальных программ (образование, здравоохранение, культура, просвеще­ние, наука и т.д.).

Каждое предприятие как юридическое лицо принимает решения в части того, что, сколько и как производить товаров, оказывать услуги, где и как их реализовать и как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, от­вечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

Экономика предприятия - это совокупность факторов производства (собствен­ных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, спортивные сооруже­ния, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке ценных бумаг, нематериальных фондов соб­ственности (патенты, лицензии), доходов или прибыли, полученных в результате реа­лизации продукции и оказания различных услуг.

Их стоимостная оценка характеризует уровень и масштабы развития экономики предприятия. Последнее зависит от многих факторов: от умения найти оптимальные пропорции между ресурсным обеспечением, количеством и качеством выпускаемой про­дукции, оказываемых услуг, с одной стороны, и объемом продаж, доходов от их реали­зации и прибылью - с другой.

Характер и степень эффективности реализации этих факторов зависит от воздей­ствия и учета внешних и внутренних условий развития предприятия. К внешним усло­виям относятся рыночная система хозяйствования. Функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, пред­приятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное со­отношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала; находить новые, боле эффективные способы доведения продук­ции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Все это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов раз­вития производства, которые по своему содержанию и назначению довольно многочис­ленны.

Условно их можем разделить на три группы:

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производствен­ные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и мате­риалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), т.е. то, без чего немыслимо произ­водство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (ТИП, организация труда и производства, повышение квалифи­кации специалистов, инновации и инвестиций и т.д.).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хо­зяйственной деятельности предприятия, т.е. умение вести высокоэффективную коммер­ческую, снабженческую и эксплуатационную деятельность.

По степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа опре­деляет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможнос­тей зависит от использования второй группы факторов. Третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями. Их реализация направлена на:

обеспечение ритмичности производства путем обеспечения всеми необходимыми ресурсами;

снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне по­средством проведения эффективной коммерческой работы;

получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое раз­витие предприятия.

Это достигается путем проведения маркетинга товара иди услуг. Их различная роль в производстве товаров и услуг и их развитии определяет специфику использования каждой группы факторов. Но это только одно направление деятельности, другое со­стоит в необходимости рационального использования наличных производственных ре­сурсов, что требует, прежде всего, рассмотрения содержания таких экономических ка­тегорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование в условиях рыночных отношений. Без них невозможно решение проблемы: что, сколько, как, в ка­ком виде производить, в каких направлениях перевозить и т.д. Необходим постоянный анализ и контроль за складывающимся соотношением между доходами и затратами, свя­занными с изготовлением продукции и оказанием услуг. Нужно формировать такие из­держки, которые будут давать наилучший результат. На практике это означает получе­ние как можно больше прибыли.

В условиях рынка, как свидетельствует мировая практика, имеются три основ­ных источника получения прибыли:

первый - за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции или оказания услуг;

второй - связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельно­стью. Величина прибыли в данном случае зависит от правильной производственной направленности (выбор продукции, услуг, пользующихся высоким и стабильным спро­сом); от степени конкурентоспособности (цены, срока, поставки, обслуживания и т.д.); объема выпускаемой продукции, оказываемых услуг и от структуры снижения издер­жек производства;

третий - от инновационной деятельности; стремление предприятий к получению прибыли напрямую связано с системой налогов, которыми облагается прибыль пред­приятия, и их размерами. Французский философ Шарль Луи Монтескье по этому воп­росу сказал: "Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается". Другими словами, раз­мер налога должен стимулировать предприятия к расширению производственной дея­тельности. На величину прибыли влияет и характер формирования цен и их регулиро­вание со стороны государства.

Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во мно­гом зависит от совершенства управления и организации всех сторон его деятельности. Разрозненное использование отдельных факторов вне связи с другими еще не означа­ет, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Необходима интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению произ­водством в условиях рыночных отношений. Управление должно иметь свою собствен­ную внутреннюю содержательную организацию.