Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

 

 

Роль и место международных перевозок в экономическом комплексе страны 

Хозяйствование в условиях рыночных отношений ставит принципиально новые задачи в сфере управления транспортным ком­плексом. Развитие РФ как самостоятельного независимого государства предопределяет качественные изменения работы транс­порта с переориентацией значительных объемов перевозок в класс международных. Транспорт, обслуживая практически все виды меж­дународных экономических отношений, является важнейшим допол­нительным источником валютных поступлений.

Расширение международного сотрудничества, углубление инте­грационных процессов и увеличение объемов международной тор­говли требуют благоприятных условий для беспрепятственного про­пуска транзитных грузо- и пассажиропотоков, связанных с обеспече­нием межгосударственных экономических связей. Рост транзитных перевозок повышает эффективность использо­вания национальной транспортной системы, стимулирует ее воспро­изводство и совершенствование. Следствием роста транзитных пере­возок могут стать, без значительных капиталовложений, увеличение бюджетных поступлений, доходов транспортных организаций и со­ответственно их эффективное развитие.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеэкономических связей требуют нового подхода к развитию транспорта, перераспределению грузовых и пассажир­ских потоков. Рост внешней торговли потребует качественного пересмотра доли транспортной составляющей, стандартные под­ходы к формированию которой в ближайшей перспективе еще будут работать, но в среднесрочном плане потребуется глубокий пересмотр классических подходов. Аналитики просчитывают транспортные издержки маршрутов движения товарных потоков по суше и по воде, исследуя зависимость между развитием транспорта и ростом торговли по Интернету (электронной торговлей), демографической динамикой и динамикой развития спроса и предложения, производст­ва и потребления. Прогнозные оценки развития ми­ровой экономики говорят о том, что основные финансовые и товар­ные потоки вначале этого столетия будут сосредоточены в треуголь­нике США – Европа – Юго-Восточная Азия и Китай. Важнейшая задача РФ – в полной мере реализовать свое выгодное гео­графическое положение страны, являющейся естественным транзит­ным мостом между Европой и Азией.

 

Конкурентоспособность российских перевозчиков

Емкость российского рынка международных автомобильных перевозок грузов оценивается экспертами в 5,0 млрд долларов США, что обусловливает высокую конкуренцию на этом рынке со стороны иностранных перевозчиков. Суммарный доход российских перевозчиков на указанном рынке оценивается в 1,5 млрд долларов США.

Основными торговыми партнерами России являются: Финляндия – около 23% общего объема внешнеторгового грузопотока, Беларусь – 14,4%, Украина – 7%, Литва – 6,7%, Германия – 6,3%, Польша – 6,1%, Китай – 5%. Наиболее сильные позиции (доля) российских перевозчиков на направлениях: Россия – Китай (75%); Россия – Финляндия (64%); Россия – Швеция (70%); Россия – Норвегия (79%) [11].

Главной проблемой российских перевозчиков является отсутствие надлежащего подвижного состава. Из общего количества автомобилей российских перевозчиков, получивших допуск на осуществление международных перевозок грузов (50,9 тыс. ед., в том числе осуществляющих перевозки на коммерческой основе – 50,3 тыс.ед.), более половины парка автомобилей не соответствует экологическим и другим требованиям Правил ЕЭК ООН, в связи с чем значительная часть этого парка может использоваться для перевозок лишь в отдельные страны только на основе двухсторонних соглашений. При этом, поскольку национальная промышленность практически не производит подвижной состав, соответствующий международным требованиям, российские перевозчики вынуждены приобретать автомобили иностранных производителей: Mercedes-Benz, Volvo, Scania, IVECO, MAN, DAF и др. [11].

Для осуществления транспортного контроля по периметру государственной границы РФ созданы более 160 автомобильных пунктов пропуска со службами Ространснадзора. Однако их техническая необустроенность и нескоординированность работы различных ведомственных структур, осуществляющих контроль при пересечении границы, приводит к длительному ожиданию автотранспортных средств перехода границы, наносит ущерб международному престижу страны, препятствует реализации концепции развития международных транспортных коридоров, предусматривающей ускорение доставки грузов, затрудняет интеграцию России в мировой рынок.

Конкурентоспособность российских международных перевозчиков ограничивается несовершенством нормативной правовой базы, длительными сроками оформления допуска к системе МДП, все еще высокой налоговой нагрузкой в процессе эксплуатации, а также при приобретении автотранспортных средств у иностранных фирм, применением иностранными перевозчиками демпинговых ставок. Кроме того, нарастающее старение подвижного состава приводит к падению рентабельности перевозок, росту затрат на ремонт и обслуживание, отсутствию гарантий безопасности, способности нарушения сроков доставки и снижению качества обслуживания и, в конечном счете, к снижению конкурентоспособности.

Определение количества двусторонних и многосторонних разрешений на перевозки осуществляется без достаточного учета экономических интересов России. На рынке международных автотранспортных услуг недопустимо высока доля перевозчиков третьих стран.

К основным направлениям совершенствования международных перевозок грузов автомобильным транспортом и повышения конкурентоспособности российских перевозчиков относятся:

1. Обеспечение поэтапного сближения положений национального законодательства с международными нормами и требованиями.

2. Формирование нормативных правовых актов по допуску операторов (перевозчиков) к профессии и к рынку международных автотранспортных услуг исходя из общепризнанных в мире критериев их профессиональной компетенции, правовой репутации и финансового состояния.

3. Обеспечение развития производственно-технической базы (парка современных автотранспортных средств, терминально-логистических центров, автомобильных пунктов пропуска, предприятий сервисного обслуживания и ремонта автомобилей и др.) с учетом значительного увеличения объема международных перевозок грузов российскими перевозчиками.

4. Внедрение транспортно-логистических технологий и других высокоэффективных перевозочных систем, включая терминальные системы, контейнерные и контрейлерные перевозки и др.

5. Создание крупных транспортно-экспедиторских компаний по доставке грузов в международном сообщении с применением межтерминальных технологий и обеспечению попутной загрузки автотранспортных средств на территории иностранных государств; комплексного совершенствования систем мониторинга перевозок, статистического учета и отчетности, анализа и оптимизации рынка автотранспортных услуг.

6. Внедрение системы электронного сопровождения авто-транспортных средств и грузов на основных международных маршрутах и автомобильных пунктах пропуска и организация их прохождения по «зеленому коридору» при значительном упрощении системы контроля на границе.

7. Обновление и модернизация структуры парка грузовых автомобилей (с учетом требований рынка и современных международных стандартов); совершенствование дорожной сети, транспортной и сервисной инфраструктуры, устранение диспропорции и узких мест в их развитии.

8. Создание механизмов налогового и инвестиционно-финансового регулирования международных перевозок, включая установление разумных цен на топливо, адекватных с зарубежными странами дорожных сборов и штрафных санкций за нарушения иностранными перевозчиками установленных в России норм и правил, а также условий для стимулирования развития перевозок грузов в международном сообщении отечественными автотранспортными средствами.