Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

 

Понятие о транспорте

 

Транспорт (от лат. transporto— перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, об­служивающей основные отрасли экономики: добывающую, пере­рабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфра­структура включает в себя также связь, энергетику, систему мате­риально-технического снабжения.

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокуп­ность средств и путей сообщения, нормальную деятельность кото­рых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения — это подвижной состав (автомобили, при­цепы, полуприцепы на автомобильном транспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта и т.п.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и т.п.).

Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д.

В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (под­вижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необ­ходимо рассматривать транспорт как систему. Система представ­ляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определен­ному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономи­ки, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, про­мышленный (технологический) и специализированный.

Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользо­вания. Общее пользование — это использование всех видов транс­порта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта — населе­нием. К ведомственному относят промышленный транспорт, об­служивающий конкретное предприятие и находящийся на балан­се этого предприятия. В нынешних рыночных условиях после лик­видации производственных министерств понятия общего и не об­щего транспорта оказались не строго разграниченными. Личное пользование — это применение какого-либо транспортного сред­ства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).

На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемеще­нии грузов и пассажиров. При развитии рыночных отношений особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения, уста­новленных заказчиком перевозок.

Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нор­мальное функционирование производственной и непроизводствен­ной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следо­вательно, является обслуживающей отраслью.

Отсюда и его специфическая роль в обеспечении (опосредо­ванно) роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную про­дукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуе­мой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быст­рой его доставки в комфортных условиях.

Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.

Темпы развития транспорта должны несколько опережать по­требности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров яв­ляется серьезным тормозом в развитии экономики.

Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отстава­нию отдельных отраслей промышленного производства и сель­ского хозяйства. Так, плохие дороги или отсутствие дорог не по­зволяют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограни­ченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к мес­ту работы или проживания может отрицательно сказываться на их здоровье и работоспособности.

Транспорт участвует в производственном процессе любого пред­приятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в сред­ства производства и процессы выработки товаров на тех предпри­ятиях, которые он обслуживает, т.е. в определенных случаях транс­порт является составной частью технологического процесса про­изводства данного продукта.

Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению гру­зов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производ­ства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги —товар—деньги», на ко­торой строится любая экономика.

Транспорт — очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10 % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребля­ет 60 % мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 40 % лакокрасочных изделий и др.

На транспорте одновременно находится примерно 27 — 30 млнт различных грузов.

Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы могут составлять в среднем 15— 18 % от общей стоимости перевозимой продукции, но по отдельным видам грузов могут быть значительно выше (например, при перевозке нефтепродук­тов они доходят до 40 %, строительных грузов — до 50 %, пище­вых продуктов — до 25 %, а сельскохозяйственной продукции — до 100 % в связи с плохим качеством дорог в отдельных регио­нах).

Одним из показателей уровня развития страны является состо­яние транспорта.

Существуют причинно-следственные связи между уровнем развития транспорта и структурой общества. Так, появление железнодорожного транспорта связало города и страны, облегчив освоение новых территорий для проживания населения и произ­водства продукции. Рост городов, в свою очередь, обусловил раз­витие городского транспорта и создание новых видов транспорта для качественного обслуживания городского населения.