Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Грузоведение на железной дороге

Понятие груза и задачи «Грузоведения»

 

В экономическом цикле материальный результат труда последовательно выступает в разных качествах: продукт – товар – груз – продукт.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе нашей страны. Это во многом объясняется тем, что перевозка многих грузов осуществляется на значительные расстояния, а также тем, что железнодорожный транспорт не зависит от погодных условий (как, например, морской, речной - зависят от периода навигации, авиационный - от погодных условий). Железнодорожным транспортом перевозятся миллионы тон различной товарной продукции. Это сырье (например, руда), топливо (бензин, керосин), полуфабрикаты (железорудный концентрат), готовая продукция (машины, оборудование, аппаратура), продукция сельского хозяйства (зерно, овощи).

С момента приема на станции отправления до момента выдачи на станции назначения вся товарная продукция носит название груз.

Груз – объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах. Такое определение дано в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 г.

При превращении товара в категорию груза для транспорта не имеет значения ряд товарных характеристик груза (потребительских свойств) груза, но появляется необходимость изучения и учета его транспортных характеристик.

Задачей «Грузоведения» является изучение транспортных характеристик грузов, то есть таких специфических свойств, присущих данному грузу, которые проявляются в процессе транспортировки и определяют:

– условия перевозки грузов (открытый подвижной состав, рефрижераторный подвижной состав и др);

– условия перегрузки грузов (средства механизации, используемые при погрузочно-разгрузочных работах);

– условия хранения (открытая площадка, крытый склад) ;

– требования к техническим средствам, осуществляющим эти операции.

К транспортным характеристикам груза относят:

– физико-химические свойства (сыпучесть, гигроскопичность, вязкость и т.д.);

– объемно - массовые характеристики (плотность, погрузочный объем и т.д.);

– свойства, определяющие степень опасности груза (взрывчатые, ядовитые вещества);

– тара и упаковка груза.

Транспортная характеристика груза и технико-технологические элементы перевозочного процесса находятся в тесной взаимосвязи (например, перевозка цемента насыпью, упакованным в мешки без поддонов, упакованным в мешки на поддонах).

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

Основными задачами транспорта являются:

доставка груза сохранным в качественном и количественном отношении;

доставка в срок;

сохранность подвижного состава и контейнеров;

экологическая безопасность.

Транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо стремиться к сокращению транспортных издержек.

Знание транспортных характеристик груза – необходимое условие для выполнения этих задач. Кроме того, для разработки рационального процесса доставки груза возникает необходимость изменять отдельные составляющие транспортной характеристики груза (например, изменение влажности для предотвращения смерзаемости груза).