Транспортные системы

Всё об автомобильном, ЖД и авиатранспорте в России

Судовые электропотребители

 

СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОПОТРЕБИТЕЛИ

 

СЕТЬ ОСНОВНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ

 

Сеть основного электрического освещения служит для питания электрических источников света. Отдельные электрические осветительные точки объединяются в группы так, чтобы общий ток группы не превышал

10 А. Эти группы получают питание от групповых щитов электрического освещения, которые в свою очередь питаются по отдельным фидерам.

При компоновке сети освещения следует помнить, что число точек освещения конечной цепи (группы) ограничивается Морским Регистром РФ. Так, для жилых и общественных помещений это число не должно быть более 10 при напряжении до 55 В, а 14 точек - при напряжении до 127 В и 18 точек - при 220 В. В ряде случаев допускается и больше точек освещения, например, при малой их мощности, но во всяком случае общий ток группы не должен превышать 10 А. Точкой освещения считается световая арматура (до трех штук) или одна штепсель розетка.

Для конечных цепей освещения машинных помещений, палуб и трюмов допускается нагрузка 20 А. Кроме того, светильники машинных помещений, коридоров, салонов, трапов и проходов на шлюпочную палубу должны получать питание по двум независимым фидерам, для того чтобы при выходе одного фидера обеспечивалось питание примерно 50 % осветительных точек.

Для увеличения надежности освещения, светильники и штепсельные розетки, должны получать питание от местного группового щита освещения по отдельному фидеру, не зависимому от фидера светильников общего освещения.

Если судно разделено на главные противопожарные зоны, то сети освещения каждой зоны должны получать питание по отдельному фидеру, не зависимому от фидеров других зон. Эти фидеры должны быть проложены таким образом, чтобы пожар в одной зоне не мог повредить фидеры, питающие сети освещения других зон.

 

Аварийные электрические сети

Аварийные электрические сети служат для подачи и распределения электрической энергии от аварийного или кратковременного аварийного источника электрической энергии аварийным приемникам. Перечень аварийных приемников устанавливается Морским Регистром. В него входят электрифицированная система дистанционного управления главными двигателями, приборы управления судном (машинный и рулевой телеграф, рулевые указатели и т. д.), отличительные и сигнальные огни, аварийное освещение, пожарная и авральная сигнализация, электрический и электрогидравлический приводы рулей.

Аварийные электрические сети также разделяются на аварийные силовые электрические сети, сеть так называемого большого аварийного освещения, сеть малого аварийного освещения, аварийную сеть слабого тока и т. д. Сеть малого аварийного освещения получает питание от кратковременного аварийного источника электрической энергии аккумуля-торной батареи, поэтому напряжение этой сети обычно не превышает 24 В, а род тока постоянный. Другие аварийные сети получают питание от аварийного источника, которым может быть как дизель- генератор, так и аккумуляторная батарея.

При применении дизель-генератора род тока и значение напряжения аварийных сетей обычно соответствуют параметрам основных электрических сетей. В этом случае в условиях нормальной эксплуатации аварийный электрораспределительный щит получает питание от главного электрораспределительного щита, а сеть большого аварийного освещения может быть совмещена с сетью основного освещения. Электродвигатели рулевых приводов и приводов водонепроницаемых дверей могут получать питание от ГРЩ через АРЩ.

Если в качестве аварийного источника используется аккумуляторная батарея, то на судах с электростанцией переменного тока напряжение обычно принимается 115 В, а на судах с электростанцией постоянного тока — равным напряжению этой станции. В последнем случае сети аварийного освещения могут быть совмещены с сетью основного освещения.

Все аварийные сети следует выполнять таким образом, чтобы выход из строя отдельных аварийных приемников в аварийной ситуации (затопление, пожар и др.) не влиял на снабжение электроэнергией других, оставшихся в рабочем состоянии аварийных приемников. В сетях аварийного освещения на фидерах распределительных устройств не устанавливаются выключатели, за исключением случаев, когда аварийное электрораспределительное устройство и аварийная сеть освещения в нормальных условиях получают питание от ГРЩ и используются по назначению.

Сеть переносного освещения

 

Сеть переносного освещения служит для подачи питания на штепсельные соединения, к которым могут быть подключены переносные светильники и переносный электрифицированный инструмент. Сети переносного освещения могут быть постоянного и переменного токов, что определяется их источником питания. Сети переносного освещения могут получать питание, как от отдельной аккумуляторной батареи, так и от шин ГРЩ через специальный понижающий трансформатор. Напряжение в сетях переносного освещения по условиям безопасности ограничивается значениями до 24 В для постоянного тока и до 12 В для переменного, а для переносного инструмента до 36 В постоянного и переменного токов.